Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Большие возможности малой прессы

Дмитрий Пшеницын - Агентство развития общественных связей «PR-технологии»

20-23 апреля 2004г. в Пресс-центре газеты «Комсомольская правда» - Киров» состоялось событие, не имеющее аналогов в Кировской области – Первый фестиваль периодических корпоративных изданий «КорпоРайт».

Идея проведения фестиваля периодических корпоративных изданий появилась в процессе работы специалистов Агентства развития общественных связей «PR-технологии» и Пресс-центра газеты «Комсомольская правда» в Кирове» с клиентами. Организация своеобразного «смотра» газет, которые раньше назывались «многотиражками», показалась актуальной и для Комитета по печати и информации Кировской области, Областной научной библиотеки им. А.И. Герцена, группы компаний «ПроБизнесКонсалтинг». Всего в ходе подготовки фестиваля в регионе выявились тридцать изданий, которые можно отнести к понятию корпоративных. Потенциальным участникам предлагалось внести свои пожелания по организации фестиваля, по вопросам запланированного «круглого стола» и приглашенным специалистам. Предварительное исследование показало, что самыми актуальными для редакций газет являются вопросы взаимоотношения с менеджментом и собственниками организаций-учредителей, повышение статуса изданий, а также осовременивание своего полиграфического и дизайнерского уровня. Исходя из этих предложений была разработана программа проведения фестиваля, получившего название «КорпоРайт»: выставка периодических корпоративных изданий, «круглый стол» «Малая пресса - большие возможности», семинар по современным тенденциям в дизайне периодических изданий, встреча с представителями медиа-холдинга «РНТ-медиа групп». Кроме того, участники фестиваля смогли присутствовать на семинаре по современному русскому языку, который совпал с проведением «КорпоРайта» и был организован местным отделением Союза журналистов .

В результате фестиваль собрал семнадцать периодических корпоративных печатных изданий. Огромный интерес вызвала выставка - на ее открытии присутствовали известные люди города и области, пресс-службы Правительства области, Законодательного собрания, федеральных органов власти, Вятской торгово-промышленной палаты, «большие» средства массовой информации, студенты факультетов журналистки, специалисты организаций-учредителей корпоративных изданий. Для многих представленное многообразие вызывало нескрываемое удивление и восхищение - современный дизайн, информативность, издания в полноцветном исполнении и т.д. При этом была возможность сравнения с представленными экземплярами советских многотиражек. Любопытно, что само понятие корпоративного издания его участниками и гостями было принято и использовалось с самого начала фестиваля, а советская терминология практически не употреблялась. Для многих открытием стала газета «На улице Свободы» (Вятская Гуманитарная Гимназия), которая по своему иллюстративному наполнению и содержанию превзошла издания многих предприятий.

В рамках проведения круглого стола «Малая пресса - большие возможности» дискуссия развернулась вокруг решения проблем коммуникаций редакторов «корпоративок» с менеджерами компаний, разноплановости концепций корпоративных изданий, оценки профессионализма сотрудников газет, создания авторского актива, возможности повышения квалификаций, неожиданно возникла тема использования корпоративного издания как коммерческого продукта. Редакции корпоративных изданий не только осуществляют выпуск газеты, но и фактически являются пресс-службой свой организации, организовывают PR-акции, напрямую работают с активом организации, стараются отражать именно «дух корпорации», т.е. ее философию. Именно данная функция и определяет тесную связь редакции с менеджментом компании, профкомом, управлением персоналом. Например, редактор газеты «Омутнинский металлург» (ОАО «ОМЗ») Ольга Телицина убеждена, что развитие корпоративной газеты, ее соответствие требованию времени, возможно лишь при наличии общего интереса и взаимопонимания между коллективом редакции и руководителями. Но возникает «конфликт интересов» при необходимости освящения проблем организации, использовании критических или дискуссионных материалов, ведь издания могут работать только в позитивном по отношению к учредителю ключе. Сложность и в том, чтобы найти оптимальный баланс между созданием атмосферы доверия к изданию и эффективностью его использования как инструмента менеджмента. Показателен в данном случае пример газеты «Машиностроитель» (ОАО «Машиностроительный завод 1 мая»). Редактор газеты Наталья Веселкова имеет прямой доступ на все заседания руководящих органов предприятия. План выхода, основные темы каждого номера газеты лично утверждаются генеральным директором. В некоторых компаниях, где пришло новое руководство и более молодой менеджмент, поднимается вопрос «экономики» корпоративного издания, т.е. финансовой состоятельности и оценки эффективности затрат. Отсюда, например, газета «Вперед» Кирово-Чепецкого химического комбината, имеющая тираж 5000 экз., стала размещать рекламу сторонних компаний, но, не являясь юридическим лицом, соответственно, не имея своего счета, бухгалтерии и т.д., столкнулась с новыми проблемами.

Ведущий семинара «Современные тенденции в дизайне периодических изданий» Евгений Дрогов (заместитель главного редактора журнала «Товар-Деньги-Товар») обозначил перспективные тенденции в дизайне периодических печатных изданий, на примере участников фестиваля дал практические и конкретные рекомендации по повышению полиграфического и дизайнерского уровня. В качестве перспективной тенденции им было обозначено повышение роли иллюстративного наполнения и использования качественных фотографий.

Заключительным моментом фестиваля стала встреча с представителями регионального медиа-холдинга «РНТ-медиа групп» Марией Кузевановой (редактор «Комсомольская правда»-Киров»), Иваном Матюхиным (редактор газеты «PRO ГОРОД»), Максимом Пасютиным (Директор объединенной службы новостей "ГОРОД"). Представители «большой прессы» выразили непосредственный интерес в получении с предприятий деловой информации новостного характера, которая была бы интересна их целевой аудитории. Но развернулась дискуссия вокруг моральной и этической ответственности журналистов и редакторов изданий: использование «большой прессой» материалов, которые часто идут вразрез с морально-этическими нормами ради привлечения интереса читателей. Редактор «Комсомольская правда»-Киров» М. Кузеванова объяснила данную ситуацию переходным состоянием российского общества.

Изначально проведение фестиваля не предполагало определения победителей, однако просьбы самих участников и некоторых руководителей организаций-учредителей изданий, обращавшихся к организаторам, позволило провести анкетирование по нескольким параметрам и выявить лучших. В результате 23 апреля в Кировской областной детской филармонии состоялась награждение участников фестиваля. Дипломы победителям вручал генеральный директор Группы компаний «ПроБизнесКонсалтинг» Тахир Мамедов. «Лучшим периодическим корпоративным изданием» стала газета «Энергетик Вятки» (ОАО «Кировэнерго»); «Самое информативное периодическое корпоративное издание» - газеты «Кировский шинник» (ОАО «Кировский шинный завод»), «Консультант Экспресс»: «Консультант Киров» (ЗАО региональный информационно-правовой центр «Консультант»), газета «Металлург» (ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов»); «Лучшее периодическое корпоративное издание образовательных учреждений» - газета «На улице Свободы» (Вятская Гуманитарная Гимназия). Все участники получили специальные дипломы.

В процессе подготовки и проведения фестиваля специалисты АРОС «PR-технологии» и Пресс-центра газеты «Комсомольская правда» - Киров» выявили ряд тенденций в становлении и развитии региональных корпоративных изданий. Во-первых, глобальные процессы начала 90-х годов, связанные с изменением форм собственности и зарождение рыночных отношений, заставили многие предприятия отказаться от непрофильной для себя деятельности, в том числе по выпуску заводских многотиражек. Хотя были и исключения - старейшее корпоративное издание области - газета «Машиностроитель» (ОАО «Машиностроительный завод 1 мая») не прекращала свое существование на протяжении 75 лет, не приостанавливая выход даже в годы Великой отечественной войны. Однако постепенное развитие рынка показало, что корпоративные СМИ являются необходимым элементом конкурентоспособности компаний, эффективным инструментом менеджмента. Доказательством служит то, что в последние два-три года было создано много новых корпоративных газет. ЗАО «МЦ-5», ОАО «Слободской спиртоводочный завод», ОАО АКБ «Вятка-банк» пришли к необходимости создания собственных изданий. В то же время крупные промышленные гиганты, накопившие во времена социализма большой опыт по изданию заводских многотиражек, стали воссоздавать традиции корпоративной прессы, несколько менять их концепцию. Среди общих элементов выявленных концепций можно выделить обязательное присутствие следующих блоков: деловая информация (экономика и производство, новые товары, решения руководства, производственные показатели), полезная информация (трудовые и социальные гарантии работников, изменения в законодательстве, тарифы ЖКХ и т.д.), информация «для души и сердца» (советы для здоровья, молодежная линия, «дамский клуб»). Причем, если в «старых» изданиях преобладает информация социальной направленности (для «души и сердца»), то в «молодых» корпоративных газетах - блок деловой информации.

В классификации региональных корпоративных газет четко выделятся два основных вида, в зависимости от потенциальной аудитории корпоративного издания. Первый характерен для «старых» изданий (газеты: «Машиностроитель» ОАО «Машиностроительный завод 1 мая», «Голос рабочего» ОАО «Авитек»), имеющие свою давнюю традицию, они ориентированы лишь на сотрудников компании. Газета выполняет роль «рупора» корпоративной философии и призвана сплачивать и мотивировать персонал. Освещается, прежде всего, жизнь самой организации, приказы руководства, награждения, приоритеты развития, преобладают фотографии сотрудников и т.д. Второй вид – это газеты более универсальной направленности, потенциальной аудиторией которых являются как сотрудники организации, так и ее клиенты. Это характерно для вновь возникших изданий («Банкир» ОАО АКБ «Вятка-банк», «Русская страсть» ОАО «Слободской спиртоводочный завод») и представляет собой элемент коммуникационного менеджмента организации.

Характерным элементом рынка корпоративной прессы так же является участие в процессе производства корпоративной газеты специализированных организаций, для которых печатное дело – профильный вид деятельности. Например, в Кировской области Издательский дом «Товар-Деньги-Товар» разработал концепцию и дизайн и осуществлял выпуск пяти корпоративных изданий. Затем две газеты ушли в «самостоятельное плавание» («Русская страсть» (ОАО «Слободской спиртоводочный завод»), «Мебель и люди» (ЗАО «МЦ-5»)), а три («Банкир» (ОАО АКБ «Вятка-банк»), «Энергетик Вятки» (ОАО «Кировэнерго), «Инструмент» (сеть магазинов «Инструмент»)) до сих пор издаются «ТДТ».

Фестиваль показал все же игнорирование возможностей «малой прессы» со стороны других участников общественных отношений: средств массовой информации, рекламных агентств, органов власти и т.д. Достаточно сказать, что совокупный тираж только лишь участников фестиваля превышал 40 000 экземпляров, что говорит не только об охвате огромной аудитории, но и возможности установления диалога с адресными группами читателей. При этом корпоративные издания переживают второе рождение, складывается рынок корпоративных изданий, со своими информационными и кадровыми ресурсами, при этом по многим показателям он вполне конкурентноспособен «большой прессе» (многие выходят еженедельно, в том числе с телепрограммой, охватывают большую тематику и пр.). Уже очевидно, что возникновение и развитие периодических корпоративных изданий является эффективным механизмом выстраивания адекватного внутреннего и внешнего общения в коллективах организаций-учредителей, в создании корпоративной культуры, а так же установления позитивных отношений организаций со своими партнерами. Сейчас уже и средние компании задумываются над созданием собственных изданий, их количество будет с каждым годом увеличиваться. В целом заметно, что сейчас создание корпоративной культуры и внутренних коммуникаций как никогда вызывают интерес компаний, что объясняется процессом становления внутреннего, корпоративного PR.

Интерес участников фестиваля, в том числе руководителей наиболее крупных предприятий области, выпускающих собственные издания, государственных органов, их решимость принять участие в следующем фестивале создает благоприятную атмосферу для развития и продвижение периодических корпоративных изданий на региональном рынке и использовании формы фестиваля как эффективного инструмента развития самого регионального PR-рынка.
Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение