Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



«Слишком узок круг. Слишком далеки они от народа.»

Год назад Попечители «Серебряного Лучника» совместно с РАСО предложили Меморандум о сотрудничестве российских профессиональных конкурсов и премий в сфере связей с общественностью, обозначив национальный характер премии «Лучника» и региональный уровень «PRобы» и «Белого крыла». Тем самым профессиональное сообщество зафиксировало наличие «конкурсной» проблемы в своей собственной среде и предложило направления ее преодоления.
Однако склоки, в том числе публичные, по поводу заслуженности профессиональных наград, не прекратились. Значит, проблема несколько глубже. От нее можно отмахнутся, сославшись на корпоративность РАСО или АКОС. С другой стороны, проблема непосредственно касается всех, кто относит себя к профессиональному сообществу .
Ситуация с профессиональными PR-конкурсами оказалась лишь отражением общей «конкурсной гонки» последнего десятилетия, которую сами же специалисты по связям с общественностью и организовали: конкурсы и премии являются самым распространенным элементом любой PR-кампании. Пункт «организация и проведение конкурсов» может претендовать в список требований профессионального стандарта специалистов в области связей с общественностью. В результате доверие к конкурсам, к их условиям, к полученным наградам, к организаторам и пр. опускается все ниже. Вместо поздравлений партнеры и друзья интересуются стоимостью награды и церемонией ее вручения, а конкуренты в ответ выбирают еще более «крутой» конкурс. Аналогичная ситуация складывается и вокруг медалей различных выставок. Ситуация доведена до абсурда тендерами и котировочными заявками органов госуправления, не говоря о муниципалитетах. Самый яркий пример – различные «звезды» и «олимпы», которые откровенно покупаются директорами предприятий, президентами банков и губернаторами. Цены определены, процедуры известны.
Конечно, скепсис не преодолим, если лично не видел, как досталась победа олимпийцу (и то на допинг можно списать), тем не менее, стоит попробовать приблизится к тем обстоятельствам и условиям, когда «жена Цезаря вне подозрений» и поднять планку до высоты, преодолеть которую и будет означать победу.

В свое время нашему Агентству развития общественных связей «PR-технологии» пришлось преодолевать аналогичный «кризис доверия» в проведении региональных конкурсов Вятской торгово-промышленной палаты «Директор года», «Мастер бизнеса» и «Предприниматель года». Возможно, наш опыт пригодится и в других случаях.
Основа любого конкурса - состязательность при прочих равных условиях, включая правила и процедуру, регламент. Вторая составляющая - заинтересованность организаторов состязания в удержании его качественных, содержательных, если угодно, концептуальных, рамок. В этом случае количественная сторона отходит на второй план. Третий блок кризиса традиционно связан с вопрос «А судьи кто?».
В нашем случае, конкурс перестал быть таковым даже по названию, появились почетные звания ВятТПП как «форма признания деловым сообществом Кировской области выдающихся заслуг руководителей предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей, менеджеров и специалистов в развитии социально-экономической жизни Кировской области, в повышении авторитета области на федеральном и международном уровнях». Присвоение почетных званий и наград стало частью более широкой программы поддержки развития предпринимательства «Под знаком Меркурия». В обсуждение Положения о почетных званиях и наградах палаты вовлекались коллегиальные органы палаты, авторитетные предприниматели и руководители предприятий, а само Положение до его принятия являлось открытым для предложений и правок.
Произошла достаточно четкая формализация требований к предоставленным со стороны соискателей почетных наград материалам, где отражается не только динамика финансово-хозяйственной деятельности за последние годы, но и участие в жизни местного сообщества, то, что сейчас называют социальной ответственностью бизнеса. Обязательным элементом стали рекомендации, в том числе учреждений культуры, образования, общественных организаций, партеров, клиентов, органов власти и пр. Как оказалось в последствии, этот пункт вызывает наибольшие затруднения при подготовке материалов, но как раз демонстрирует уровень развития общественных связей номинантов. Практика также показала, что предусмотренное Положением выдвижение третьими сторонами имеет большие преимущества, чем самовыдвижение и стало использоваться даже как своеобразный презент со стороны партнеров. Более того, участвовать в Программе могут не только члены палаты, т.е. награды ВятТПП перестали быть сугубо корпоративными, а перешли на уровень признания более широкого делового сообщества.
Решения по номинантам принимает Общественно-экспертный совет, в который вошли представители как бизнес-сообщества, так и органов государственной власти, общественных организаций, представители культуры и СМИ (в количестве более 40 человек). Формирование Совета происходит также через серию согласований, включая региональное правительство, вхождение в Совет стало правом лауреатов почетных званий предыдущих лет. Совет собирается в реальном времени на одной площадке, изучая представленные номинантами материалы, выставляя баллы индивидуально, по нескольким показателям. Благодарностью за такую ответственную работу является приглашение членов Совета на церемонию подведения итогов.
Хорошим подспорьем для реализации Программы стало одновременное проведение регионального этапа национальной премии ТПП России «Золотой Меркурий», а также патронат со стороны Губернатора и Правительства области.
Отдельное направление реализации Программы – это контроль со стороны учредителей и конфедициальность полученной информации, в том числе по голосованию членов Общественно-экспертного Совета: дирекция регулярно отчитывается перед Правлением и Президиумом ВятТПП, анкеты голосования экспертов обезличиваются, функции исполнительной дирекции могут быть переданы другой организации. Из плана оздоровления остался еще один пункт – это введение внешнего аудита, способного в сжатые сроки подтвердить соблюдение исполнительной дирекцией Положения, всех процедур и регламента. Но пока ни одна аудиторская компания региона не в состоянии предложить услуги подобного рода за весьма ограниченное вознаграждение (есть только заинтересованность аудиторов в таком достаточно необычном продукте).
В результате полученные почетные звания «Директор года», «Предприниматель года», «Мастер бизнеса» перестали носить тусовочный оттенок «для своих» - процедура и условия достаточно известны. Программа действительно открыла для области, его делового сообщества, целый перечень новых предприятий и организаций, предпринимателей, которые до этого времени были как бы в тени, в том числе из сферы инновационных и наукоемких технологий, среди малых предприятий, особенно из районов, стала стартовой площадкой для их участия в мероприятиях российского уровня. Появилась состязательность, что, естественно, несколько необычно и где-то даже неприятно для номинантов, регулярно получающими предложения о покупке «звезд». Тем более ценным становится звание.
Нельзя сказать, что нет недовольных и обиженных, проблема организаторов – минимизировать ущерб, нанесенный самолюбию номинантов, через другие знаки внимания и уважения, что особенно чувствительно в ограниченной региональной среде. Но для целого ряда участников приобретенный опыт послужил поводом выдвинуться на следующий год, пересмотреть свои взаимоотношения как раз с общественными структурами. В целом при новом формате Программы получить почетную награду делового сообщества регионального уровня оказалось значительно сложнее и действительно почетнее, чем многие федеральные, об этом открыто говорят сами «Директора года». При этом количество номинантов меньше не стало. Нельзя сказать, что все идеально и безупречно, но и Правление ТПП и участники Программы отмечают заметный прогресс год от года, изменение отношений к полученным наградам, обсуждается совершенствование Положения, процедуры, церемонии, не ставится под сомнение необходимость проведения и общий формат все же состязания.

Возвращаясь к профессиональным PR -конкурсам. Очевидно, что Национальная премия может иметь только столичную прописку, соответственно, все зависит от того, насколько возможно аналогичные конкурсы в регионах сделать ее этапами. Это потребует провести унификацию требований, сместить сроки, изменить или расширить составы жюри и экспертных советов, обеспечить открытость и одновременно сторонний аудит за соблюдением процедуры и точностью полученных результатов, конфедициальность голосования и известность результатов победивших проектов на российском уровне, как, кстати, и широкую доступность их описания. Провести такую гигантскую работу в состоянии только организационно сильные и авторитетные профессиональные объединения при достаточной финансовой поддержке заинтересованных сторон. С другой стороны, почему не могут существовать конкурсы по разным «версиям», как в боксе или теннисе? Здесь можно провести аналогию с отраслевыми выставками, где постепенно складывается иерархия полученных на них медалей. Правда, действует двойной стандарт их ценности: один для рекламы и другой для узкой профессиональной среды. Не секрет, что на дегустационных конкурсах доверие к наградам со стороны самих разработчиков рецептур и технологов опирается непосредственно на персоналии узкого круга дегустаторов и безусловное соблюдение ими самой процедуры дегустации. Тем более что по отношению к PR-проектам главный оценщик, как не банально, именно общественное мнение в самом широком понимании.
Существуют же сейчас одновременно Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный Апельсин» и Российский конкурс студенческих PR-проектов. Семилетняя история «Хрустального Апельсина» вообще полна любопытных фактов и достижений как для профсообщества, так и для общества в целом. Например, проект питерских студентов по толерантности сначала стал победителем «Хрустального Апельсина» и «PRобы», а затем получил престижную международную PR-награду. Это обеспечивается максимальной открытостью для участия и возможностью победы вне других обстоятельств, включающих предыдущие титулы, звания и заслуги. При этом нет денежных премий, гарантированного трудоустройства и других «завлекаловок» для молодежи. Но это не влияет на количество работ и участников, появление неожиданных идей и проектов. До той поры, пока за победами или поражениями студенческих работ не стоят титульные имена и компании, желающие зафиксировать или обозначить свое рыночное положение, конкурс сохранит свои неоспоримые качественные преимущества .
Кризис доверия в конкурсах, как и в семейных отношениях, наступает, когда нарастает клубок недоговоренностей, недомолвок, недосказанностей и недоумений. Вот это «недо» и может поставить «неуд».

Андрей Зорин, директор Агентства развития
общественных связей «PR-технологии» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»,
Руководитель исполнительной дирекции
Кировского регионального этапа
Всероссийского конкурса студенческих работ
в области развития связей с общественностью
«Хрустальный апельсин».
«Пресс-служба»(№ 11, 2005г.)



Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение