Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Стратегии и миссии российских банков

Андрей Зорин

Понятие стратегии пришло из военной науки, но в конце ХХ века стало популярным в речах политиков и руководителей корпораций, появилось и целое направление “стратегический менеджмент”. Однако разночтения в понимании, а что, собственно, такое стратегия, сохранилось. Для англосаксонского менеджмента наличие прописанной и публичной стратегии организации – это необходимость декларирования акционерам, общественным и государственным институтам, другим участникам рынка, особенно фондового, своих целей и намерений на достаточно длительную перспективу, а также демонстрация открытости, прозрачности и предсказуемости своих действий. Стратегия обычно идет после миссии и видения организации, через которые она раскрывает свою индивидуальность и свое предназначение. Правда, с подачи военного историка Лидл Гарда появилось понятие Большая Стратегия, которое выше по значению и миссии, и видения, трактуется как “цель целей”. Российская практика, в том числе описанная в учебниках по управлению, иногда тоже “поднимает” понятие стратегии, но чаще оперирует стратегическими задачами и стратегией как целью реализации миссии и основных целей организации.

Появление “Стратегий развития до …. года” все больше становится обычной практикой корпоративной культуры, а каждый уважающий себя регион России с тем или иным успехом также составляет свои стратегии. Посмотрим, что скрывается за названием “Стратегия” применительно к крупнейшим российским банкам, которые, по определению, являются наиболее просвещенными в рыночных отношениях. Оказывается, что обнаружить стратегии в открытом доступе, например, в Интернете, проблематично, при этом на стратегии (или же концепции) своего развития банки ссылаются в других документах и материалах. Например, один из крупнейших российских банков упоминает “федеральную стратегию развития”, подтверждая это открытием филиалов в регионах. Что касается миссии или даже философии (употребляется и понятие кредо) банки достаточно открыты. Не называя банки, представляем некоторых лидеров банковского бизнеса России:

Стратегическая цель Банка — выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного первоклассного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности — работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством.”

Миссия Банка — обеспечивать потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надёжности, обеспечивая устойчивое функционирование российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействуя развитию экономики России.”

Лозунг Банка— быть “домашним” для частного вкладчика, респектабельным в глазах корпоративного клиента, опорой и помощником для государства, признанным авторитетом на международном уровне.”

Философия банка: Стремясь к максимальной открытости, Банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики:

  • Банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защищает интересы каждого клиента.
  • Банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно исполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией.
  • Банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров.
  • Банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы.
  • Банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим.
  • Банк развивает новые операции и направления, исповедуя принцип разумного консерватизма.
  • Банк дорожит своими сотрудниками, создает условия, при которых каждый работающий в нем может полностью реализовать свои способности, проявляет заботу о своих ветеранах.
  • Банк чтит старые традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению.”
Кредо Банка
  • Максимально полно обеспечивать потребности своих клиентов, предоставляя универсальный набор услуг по международным стандартам на территории всей страны и за ее пределами.
  • Проявлять гибкий подход к запросам корпоративной и частной клиентуры, а также государственных структур и организаций.
  • Выступать в роли надежного партнера при развитии бизнеса клиентов.
  • Содействовать реализации важных социально-экономических программ и направлению инвестиций в реальный сектор экономики.”
Универсальность представленных текстов очевидна – вряд ли найдется банк, который будет против провозглашенных тезисов, разве что с незначительными редакторскими правками: об удовлетворении потребности клиентов, надежности, гибкости, своих отношениях с государством, социальной ответственности. «За все хорошее, против всего плохого!» Возможно, этим и объясняется доступность именно миссии и философии. При проведении простейшего анализа их соответствия практике бизнеса и стратегическим целям всегда можно найти примеры игнорирования этих деклараций, что, впрочем, не удивительно и вполне объяснимо: «Хотели как лучше…». Не стоит сбрасывать со счетов и глобальную силу суеверия “не накликать беду”, когда о своих планах, чтобы они исполнились, лучше молчать.

Для сравнения концепция одного из иностранных банков, активно работающих в России: “Группа Р. - ведущая банковская группа в странах Центральной и Восточной Европы.” И далее также немногословно о своих целях: установление долгосрочных отношений с клиентами, предоставление полного спектра финансовых услуг высочайшего качества в странах Центральной и Восточной Европы, тесное сотрудничество с Центральным и другими банками группы, обеспечение стабильных показателей доходности акционерного капитала на уровне выше среднего, поощрение и развитие инициативности сотрудников и их активного участия в жизни Банка. Следует обратить внимание, что этот банк не скрывает среди своих целей доходность для акционеров!

Универсальность базовых текстов лидеров банковского бизнеса, на основе которых и должна формироваться политика банков, позволили создать таблицу, которая может послужить хорошим подспорьем при составлении других миссий и концепций, возможно когда-то в них появится и собственная индивидуальность и понимание, что это не просто слова.

Таблица «Миссии российских банков»:

Лидер банковской системы России, основа ее стабильности и надежности. Присутствие Банка во всех секторах рынка банковских услуг делают его альтернативой любому другому банку России и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях. Банк федерального значения. Масштабы деятельности Банка позволяют ему выступать в роли надежного партнера при реализации крупных социально-экономических проектов. Банк занимает лидирующее положение на рынке инвестиционного обеспечения городских программ. По своим финансовым показателям Банк уверенно входит в первую десятку ведущих российских банков. Стать наиболее эффективным и мобильным среди них — одна из важнейших стратегических целей Банка. Лидер среди российских частных банков Мы активно способствуем интеграции Российской Федерации в мировое сообщество и поддерживаем развитие гражданского общества в России. Мы видим своей основной целью предоставление каждому клиенту полного комплекса самых современных банковских продуктов и услуг при постоянном внедрении новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес-процессов и повышении уровня сервиса. Универсальный и высокотехнологичный, банк активно развивает филиальную сеть в России и за ее пределами.
Банк общенационального масштаба, лицо банковской системы России на международном рынке. Банк обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных государственных программ развития. Значительная филиальная сеть Банка и использование передовых технологий призваны обеспечить доступность Банка в любой точке страны Банк, объединяющий Россию. Банк, не знающий границ. Мы планомерно расширяем свое присутствие в российских регионах, в ближнем зарубежье и на мировых финансовых рынках. Это позволит нашим клиентам всегда и везде получать полный комплекс современных, качественных, технологичных банковских продуктов и услуг на уровне мировых стандартов.
Эксперт по России на Западе, эксперт по Западу в России Мы активно и последовательно используем накопленный опыт и знания российского бизнеса и передовых финансовых технологий как для всемерной поддержки и обслуживания инвестиций в экономику России, так и для сопровождения финансовых операций российских компаний на Западе.
Универсальный коммерческий банк. Банк стремится удовлетворять потребности всех клиентов в широком спектре качественных банковских услуг. Банк призван эффективно размещать привлеченные средства населения и юридических лиц в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров. Универсальный коммерческий банк Банк обеспечивает своим клиентам самый широкий спектр услуг для ведения бизнеса и накопления сбережений. При этом вклады частных лиц защищены участием муниципальных властей в уставном капитале Банка, а  юридические лица пользуются преимуществами обслуживания в Банке с разветвленной филиальной сетью. В Банке работает сплоченная команда компетентных специалистов, умеющих находить эффективные решения даже в нестандартных ситуациях. Универсальность — залог надежности. Все клиенты банка — как частные лица, так и крупнейшие корпорации — могут всегда рассчитывать на получение первоклассных банковских услуг. Устойчивость и конкурентоспособность банка обеспечена тем, что банк является лидером во всех сегментах финансового рынка.
Банк развития бизнеса клиентов. С помощью филиалов во всех экономически важных регионах России и развития корреспондентских отношений с ведущими банками мира Банк помогает своим клиентам продвигать бизнес, расширяет их присутствие в крупнейших городах страны и международных центрах. Предлагая адресные решения и строго соблюдая конфиденциальность взаимоотношений партнеров, Банк проявляет гибкий подход к запросам клиентов. Используя передовые банковские технологии, Банк гарантирует клиентам высокое качество обслуживания и стабильный доход. Главная цель Банка — максимально полное удовлетворение потребностей клиентов. Мы держим слово. Мы управляем рисками Дорожа безупречной деловой репутацией, мы будем и впредь выполнять все обязательства перед своими клиентами. Мы осуществляем тщательный мониторинг и профессиональный анализ рынков. Это позволяет квалифицированно прогнозировать экономические и социальные сдвиги и принимать верные решения.
Социально значимый банк. Являясь единственным банковским учреждением, предоставляющим услуги на всей территории России, Банк активно участвует в реализации социальных программ, оказывает поддержку развитию национальной науки и культуры.  Социально ответственный банк. Банк — приверженец честного бизнеса, что соответствует интересам его клиентов и акционеров. Отличительной особенностью деятельности Банка в столице и регионах является его ориентация на поддержку их социально-экономического развития. На регулярной основе Банк оказывает благотворительную помощь социально незащищенным слоям общества, учреждениям медицины, образования и культуры, спортивным и религиозным организациям, принимает активное участие в общественно значимых мероприятиях. Кадры решают многое. Понимая, что инвестиции в квалифицированные кадры составляют основу долгосрочного успеха, мы формируем команду профессионалов, непрерывно заботимся о повышении их квалификации, мотивации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям.

Журнал «Пресс-служба», № 8, 2005г., с.29-32

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение