|
Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова
В августе 2005 года Общественный информационный совет Кировской области выступил с инициативой создания первого рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова. Инициативу поддержали Кировская городская дума и Управление образования города.
Основная цель составления рейтинга – это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове, положении самих школьных учреждений для корректировки политики региональных властей в сфере образования и социальной политики в целом. В то же время такая система мониторинга позволяет в большей мере учитывать требования, предъявляемые к учреждениям среднего образования и со стороны родителей, тем самым дает возможность корректировать управленческие решения с учетом мнения населения, являясь элементом гражданского общества. Рейтинг призван стать одним из оперативных инструментов наблюдения за состоянием системы школьного образования города с учетом требования к системе общего образования и со стороны субъектов хозяйственной деятельности, учреждений профессионального и высшего образования, других общественных и политических институтов.
Международный и российский опыт показывает, что рейтинги учебных заведений являются реальным индикатором состояния системы образования и активно используются в принятии решений со стороны общественных и экономических субъектов, родителей, а также при принятии управленческих решений в сфере образования со стороны государственных и муниципальных органов власти. В России рейтинги общеобразовательных школ, специализированных школ, вузов, отдельных программ и предметов, частных школ составляются, как правило, СМИ. Появились рейтинги школ только на основе результатов ЕГЭ по математике. В некоторых регионах есть опыт составления рейтингов на уровне города или отдельного района (г. Волгоград, Советский район г. Красноярска, г. Тверь и т.д.).
Представленные результаты исследования можно рассматривать в качестве первого регионального опыта по разработке системы мониторинга образовательных учреждений, при этом по инициативе и с деятельным участием общественных институтов региона.
Результаты проведенного исследования были обнародованы на Общественном информационном совете Кировской области 28 декабря 2005 года. Общественным информационным советом принято решение, оценивая важность и актуальность полученной информации, предоставить результаты рейтинга управлению образования г. Кирова и департаменту образования Кировской области, а также ознакомить с итогами рейтинга средства массовой информации.
Рейтинг не будет представлен в открытых источниках в полном объеме, т.к. исследование носит пилотный, экспериментальный характер и его результаты требуют более детального изучения и осмысления, некорректное использование рейтинга может нанести ущерб для системы образования в целом. Поэтому для СМИ представлены только лидеры рейтинга по каждому блоку критериев оценки.
Как составлялся рейтинг?
- Критерии для сравнительной оценки школ создавались на основе выявленных ожиданий и требований к учреждениям образования со стороны общественных и экономических субъектов, в т.ч. потенциальных работодателей, и основных требований к системе образования со стороны родителей.
- Для определения критериев рейтинга и их соотношения друг по отношению к другу привлекались эксперты. Подбор экспертов осуществлялся по уровню образования, стажу работы в области образования и управления, а также по опыту деятельности в тех сферах, которые дают возможность выносить оценочное суждение о качестве работы учреждений образования. Так, в список экспертов вошли представители органов управления образованием, преподаватели ВУЗов, связанные с анализом системы образования и повышением квалификации ее руководителей, директора школ, а также государственные и муниципальные служащие, руководители предприятий и организаций, представители СМИ, депутаты представительных органов власти. Стаж педагогической и управленческой деятельности экспертов - от 15 до 25 лет. Многие имеют по два высших образования, некоторые - научные степени. Средний возраст экспертов – 45 лет. У всех экспертов есть дети, являющиеся в настоящее время школьниками, либо бывшие или будущие учащиеся школ.
- Школы предоставляли информацию добровольно в соответствии с анкетой (информацию предоставили 33 общеобразовательные школы, 3 лицея и Вятская гуманитарная гимназия), для составления рейтинга морально-психологического климата школ проведен опрос 10 выпускников и 10 родителей каждой школы города (всего 58 школ)
Критерии, по которым сравнивались школы:
В результате работы исследовательской группы и экспертов, сформировались четыре блока наиболее важных характеристик качества работы учебного заведения.
- блок «знание»: соотношение итогов единого государственного экзамена по математике (ЕГЭ) и среднего балла по итогам основного общего образования (9 кл.), среднего балла по итогам начальной школы;
- блок «здоровье»: интегрированный показатель по итогам участия школы в спортивных соревнованиях, как по индивидуальному, так и по командному зачетам, а так же по состоянию здоровья учащихся;
- блок «успешность»: интегрированный показатель результатов участия школьников в олимпиадах, научно-образовательной деятельности, интеллектуальных конкурсах и соревнованиях (например, «Русский медвежонок» и «Кенгуру»), а также итоги выступлений учащихся школ в конкурсах, выставках, турнирах, экологических акциях, туристических слетах, военно-спортивных играх, КВНах, танцевальных, театральных, музыкальных и художественных конкурсах и фестивалях и т.д.;
- блок «потенциал развития» включает профессионально-методический потенциал преподавателей и морально-психологический климат в школе , снижение показателя шло по фактам совершения школьниками правонарушений и преступлений.
Весовые категории блоков:
Блок |
Вес |
Блок «Знание» |
0,3 |
Блок «Здоровье» |
0,22 |
Блок «Успешность» |
0,23 |
Блок «Потенциал развития» |
0,25 |
Вес каждого блока в общем рейтинге оценивался также экспертной группой. При распределении весовых категорий внутри блока «Знание» наибольшую весовую категорию получил показатель «Средний балл по итогам основного общего образования (9 кл.)» (0,37). В блоке «Здоровье», по мнению экспертов, наибольшее значение имеет «Состояние здоровья учащихся, закончивших одиннадцатый класс» (0,38). В блоке «Потенциал развития» наибольший вес «Комфортность пребывания ученика в школе, отношение учителей к ученикам, отношение школы к родителям, отношение учеников между собой» (0,37), т.е. морально-психологический климат в учебном заведении.
II. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова
Всего в рейтинге общеобразовательных школ г. Кирова приняли участие 33 школы из 58, находящихся на территории муниципального образования г. Киров и попадающие под понятие средней общеобразовательной школы. Из рейтинга исключены коррекционные школы (№№ 13, 44, 50, 67), девятилетние (№№ 11, 12, 19, 64), частные («Аэлита», «Престиж», «Аура»), начальные школы, школы – интернаты, Вятский Технический Лицей, Православная гимназия.
Лицеи (Кировский лицей естественных наук (КЛЕН), Кировский экономико-правовой лицей (КЭПЛ), Физико-математический лицей (ФМЛ), Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка (ВГГ), участвовали в отдельном рейтинге, но по тем же критериям, что и типовые общеобразовательные школы, что позволяет, в случае необходимости, произвести сравнение.
Таблица 1. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова
Место |
№ школы |
Общее количество учеников школы |
Итого |
1 |
48 |
576 |
3,019 |
2 |
73 |
700 |
2,998 |
3 |
31 |
676 |
2,859 |
4 |
14 |
1086 |
2,783 |
5 |
65 |
617 |
2,761 |
6 |
28 |
1039 |
2,759 |
7 |
58 |
772 |
2,731 |
8 |
5 |
223 |
2,717 |
9 |
21 |
1456 |
2,71 |
10 |
36 |
399 |
2,708 |
Таблица 2. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Знание»
Место |
№ школы |
Общее количество учеников школы |
Кол-во классов |
Классы с углубленным изучением отдельных предметов |
Итого |
1 |
65 |
617 |
26 |
есть |
4,4 |
2 |
28 |
1039 |
40 |
есть |
4,206 |
3 |
46 |
870 |
35 |
есть |
4,18 |
4 |
31 |
676 |
25 |
|
4,097 |
5 |
21 |
1456 |
56 |
есть |
4,075 |
6 |
49 |
440 |
17 |
|
4,024 |
7 |
56 |
926 |
33 |
|
3,995 |
8 |
62 |
700 |
31 |
есть |
3,99 |
9 |
61 |
691 |
30 |
есть |
3,974 |
10 |
3 |
875 |
33 |
есть |
3,971 |
Таблица 3. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Здоровье»
Место |
№ школы |
Общее кол-во учеников школы на 1.09.05 г. |
Кол-во классов |
Итого |
1 |
31 |
676 |
25 |
3,564 |
2 |
36 |
399 |
16 |
3,495 |
3 |
59 |
686 |
27 |
3,377 |
4 |
24 |
312 |
13 |
3,328 |
5 |
48 |
576 |
22 |
2,96 |
6 |
14 |
1086 |
41 |
2,954 |
7 |
65 |
617 |
26 |
2,931 |
8 |
5 |
223 |
11 |
2,929 |
9 |
30 |
919 |
37 |
2,925 |
10 |
21 |
1456 |
56 |
2,897 |
Таблица 4. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Успешность»
Место |
№ школы |
Общее кол-во учеников школы на 1.09.05 г. |
Итого |
1 |
48 |
576 |
2,549 |
2 |
73 |
700 |
2,461 |
3 |
58 |
772 |
1,676 |
4 |
53 |
534 |
1,541 |
5 |
3 |
875 |
1,235 |
6 |
66 |
1090 |
1,188 |
7 |
14 |
1086 |
1,031 |
8 |
46 |
870 |
0,964 |
9 |
28 |
1039 |
0,956 |
10 |
60 |
773 |
0,947 |
Предоставление данных, использованных в рейтинге блока, вызвало наибольшие затруднения в учебных заведениях. Особенность ведущейся в школах статистики акцентирует необходимость ведения учета участия в предметных олимпиадах, остальные показатели, как правило, только на усмотрение соответствующих педагогов или администрации школы. Сбор показателей по итогам участия в творческих конкурсах и фестивалях, КВНах, туристических слетах и пр. также требовал постоянного уточнения со стороны администраций школ, в частности, какие конкурсы и фестивали учитываются, какого уровня и т.д.
Таблица 5. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Потенциал развития»
Место |
№ школы |
Общее кол-во учеников школы на 1.09.05 г. |
Кол-во классов |
Итого |
1 |
69 |
138 |
11 |
3,562 |
2 |
3 |
875 |
33 |
3,048 |
3 |
28 |
1039 |
40 |
3,014 |
4 |
21 |
1456 |
56 |
2,995 |
5 |
46 |
870 |
35 |
2,919 |
6 |
58 |
772 |
30 |
2,89 |
7 |
60 |
773 |
31 |
2,862 |
8 |
74 |
832 |
34 |
2,844 |
9 |
65 |
617 |
26 |
2,844 |
10 |
14 |
1086 |
41 |
2,842 |
III. Рейтинг морально-психологического климата в школах.
Общеизвестно, что психологическая комфортность, доброжелательный психолого-моральный климат в школе являются важнейшим фактором успешной социализации и формирования личности ребенка, а также влияют на успеваемость учащегося, его становление и развитие.
В блоке «Морально-психологический климат школы» изучались: психологическая комфортность пребывания ученика в школе; эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школы; отношения между школой и родителями; эмоционально-психологическая обстановка в классе; насыщенность школьной жизни; насыщенность вне школьной жизни; роль школы в жизни выпускника.
Изучение осуществлялось через анкетирование выпускников школ (студенты первых курсов высших учебных заведений, колледжей, техникумов и училищ) и телефонный опрос родителей. Для составления рейтинга использовался метод вычисления средних арифметических.
Таблица 6. Рейтинг морально-психологического климата в общеобразовательных школах города Кирова
Место школы в рейтинге |
Школа |
Общее количество учеников школы на 1 сентября 2005 г. |
Балл |
1 |
ФМЛ |
514 |
8,995 |
2 |
33 |
365 |
8,825 |
3 |
47 |
1053 |
8,685 |
4 |
КЭПЛ |
528 |
8,665 |
5 |
52 |
1227 |
8,65 |
6 |
7 |
156 |
8,64 |
7 |
61 |
691 |
8,565 |
8 |
18 |
925 |
8,515 |
9 |
51 |
1184 |
8,41 |
10 |
65 |
617 |
8,35 |
Таблица 7. Рейтинг морально-психологического климата общеобразовательных школ города Кирова по мнению выпускников.
Место школы в рейтинге |
Школа |
Балл |
1 |
ФМЛ |
9,33 |
2 |
52 |
9,14 |
3 |
КЭПЛ |
9,03 |
4 |
47 |
8,93 |
5 |
46 |
8,81 |
6 |
КЛЕН |
8,74 |
7 |
61 |
8,7 |
8 |
27 |
8,7 |
9 |
51 |
8,69 |
10 |
ВГГ |
8,64 |
Таблица 8. Рейтинг морально-психологического климата общеобразовательных школ города Кирова по мнению родителей.
Место школы в рейтинге |
Школа |
Балл |
1 |
33 |
9,16 |
2 |
7 |
8,79 |
3 |
65 |
8,77 |
4 |
18 |
8,67 |
5 |
ФМЛ |
8,66 |
6 |
47 |
8,44 |
7 |
61 |
8,43 |
8 |
КЭПЛ |
8,3 |
9 |
57 |
8,29 |
10 |
21 |
8,2 |
Сопоставив результаты рейтингов выпускников и родителей с общим рейтингом, выявляется:
- Мнения выпускников и родителей не совпадает, во многих случаях принципиально. Например: ФМЛ, который занимает первое место в рейтинге выпускников, у родителей только на 5 месте. А 33 школа, которая находится на первом месте рейтинга родителей, у выпускников только на 17 месте. Данные подтверждают несовпадения ожиданий от обучения в школе у представителей разных поколений, что непосредственно подтверждается оценкой морально-психологического климата в школе.
- Детальный, точечный анализ ответов по каждой школе показывает наиболее проблемные зоны взаимоотношений внутри и вне школы, которые влияют на морально-психологическую атмосферу. Обобщенный анализ ответов по всем школам показывает, что у школ города, по мнению выпускников, складываются неблагоприятные отношения с родителями (21 ответ с минимальными оценками), также проблемным является эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ (12 минимальных ответов), с точки зрения родителей наибольшее неудовлетворение вызывает недостаточная насыщенность внешкольной жизни учащихся (16 минимальных ответов).
Для более глубокого анализа полученных результатов был дополнительно использован метод стандартных отклонений , который позволил выявить школы с самым благоприятным морально-психологическим климатом по совокупному мнению и выпускников, и родителей: №№ 7, 18, 21, 33, 47, 57, 61, 62, КЭПЛ, ФМЛ.
Заключение
Разработка и реализация системы мониторинга общеобразовательных школ города Кирова через составление рейтинга показали, что предложенный метод позволяет создать инструмент для получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове с учетом требований, предъявляемых к системе образования как со стороны родителей и учеников, так и со стороны субъектов хозяйственной деятельности, учреждений профессионального и высшего образования, других общественных и политических институтов. Увеличение степени надежности и адекватности использованных в составлении рейтинга методов требуют дальнейшего совершенствования, что возможно при заинтересованном участии общественных и профессиональных объединений, а также напрямую зависит от периодичности его составления. В свою очередь периодичность составления рейтинга позволит выявить динамику изменений в системе образования, а также эффективность принимаемых со стороны органов государственной и муниципальной власти управленческих решений в сфере образования и изменения к ней требований со стороны общественных и социально-экономических институтов.
Обобщенный анализ результатов рейтинга показал:
- отсутствие прямой зависимости между местом школы в общем рейтинге от количества учащихся, в тоже время выявилась тенденция, что более высокие места в рейтинге имеют школы с численностью свыше 500 человек;
- наличие или отсутствие классов с углубленным изучением отдельных предметов напрямую не влияет на место школы в рейтинге блока «знание», как и на общий результат рейтинга;
- справедливым является исключение из общего рейтинга общеобразовательных школ кировских лицеев и гимназии, которые демонстрируют более высокие показатели и для которых, видимо, требуются дополнительные критерии сравнительной оценки;
- наблюдается значительный разрыв между школами в рейтинге «здоровье», что является основанием более подробного изучения условий обучения учащихся, организации их питания, реализации учебных и внешкольных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
- большинство школ г. Кирова не ориентированы на личностное развитие учащихся, их мотивирование на успешность в школьной и внешкольной жизни;
- недостаточное внимание в учебных заведениях уделяется морально-психологическому климату, соответственно, в большинстве учебных заведений наблюдаются проблемы во взаимоотношениях администраций и педагогических коллективов школ с родителями учеников, проблемным являются и эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ, а также, по мнению родителей, может более насыщенной внешкольная жизнь учащихся, что ставит вопрос о развитии в городе системы внешкольного и дополнительного образования.
Результаты составленного рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова представляют интерес для самих учебных заведений, родителей, системы управления образованием и требуют дополнительного обсуждения и анализа для использования в целях совершенствования системы образования и в целом образовательной политики города. Поэтому авторы исследования считают целесообразным проведение обсуждения с заинтересованными сторонами и принятия решения о совершенствовании его методики, с возможностью использования в дальнейшем для составления ежегодного рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова, а также апробирования системы составления рейтингов для всех общеобразовательных школ Кировской области. Продемонстрированная в исследованиях концепция и методика также могут быть использованы для выявления претендентов на получение грандов и премий в рамках реализации общенационального образовательного проекта.
1 © Общественный информационный совет Кировской области, 2005
© АНО «Кировский региональный информационно-инновационный центр», 2005
© Агентство развития общественный связей «PR-технологии» ГК «ПроБизнесКонсалтинг», идея проекта, концепция, методика, обработка данных, 2005
2 Экспертами выступили представители организаций-членов Общественного информационного союза, а также общепризнанные специалисты в сфере управления и развития образованием, неоднократно называемые представителями Управления образованием г. Кирова и Департаментом образования Кировской области.
3 Может быть охарактеризован и как социально-психологический, т.к. показывает и социальные связи внутри и вне школы.
4 Общий рейтинг не учитывает различия между школами по количеству обучающихся учеников.
5 Максимальное количество – 10 баллов
6 Рассчитывалась дисперсия (разброс в ответах), меньший/больший разброс в ответах в соотношении со средним баллом по средней арифметической позволил сформировать три группы школ по уровню морально-психологического климата.
Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
|
Наши партнеры:
|