Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова

В августе 2005 года Общественный информационный совет Кировской области выступил с инициативой создания первого рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова. Инициативу поддержали Кировская городская дума и Управление образования города.

Основная цель составления рейтинга – это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове, положении самих школьных учреждений для корректировки политики региональных властей в сфере образования и социальной политики в целом. В то же время такая система мониторинга позволяет в большей мере учитывать требования, предъявляемые к учреждениям среднего образования и со стороны родителей, тем самым дает возможность корректировать управленческие решения с учетом мнения населения, являясь элементом гражданского общества. Рейтинг призван стать одним из оперативных инструментов наблюдения за состоянием системы школьного образования города с учетом требования к системе общего образования и со стороны субъектов хозяйственной деятельности, учреждений профессионального и высшего образования, других общественных и политических институтов.

Международный и российский опыт показывает, что рейтинги учебных заведений являются реальным индикатором состояния системы образования и активно используются в принятии решений со стороны общественных и экономических субъектов, родителей, а также при принятии управленческих решений в сфере образования со стороны государственных и муниципальных органов власти. В России рейтинги общеобразовательных школ, специализированных школ, вузов, отдельных программ и предметов, частных школ составляются, как правило, СМИ. Появились рейтинги школ только на основе результатов ЕГЭ по математике. В некоторых регионах есть опыт составления рейтингов на уровне города или отдельного района (г. Волгоград, Советский район г. Красноярска, г. Тверь и т.д.).

Представленные результаты исследования можно рассматривать в качестве первого регионального опыта по разработке системы мониторинга образовательных учреждений, при этом по инициативе и с деятельным участием общественных институтов региона.

Результаты проведенного исследования были обнародованы на Общественном информационном совете Кировской области 28 декабря 2005 года. Общественным информационным советом принято решение, оценивая важность и актуальность полученной информации, предоставить результаты рейтинга управлению образования г. Кирова и департаменту образования Кировской области, а также ознакомить с итогами рейтинга средства массовой информации.

Рейтинг не будет представлен в открытых источниках в полном объеме, т.к. исследование носит пилотный, экспериментальный характер и его результаты требуют более детального изучения и осмысления, некорректное использование рейтинга может нанести ущерб для системы образования в целом. Поэтому для СМИ представлены только лидеры рейтинга по каждому блоку критериев оценки.

Как составлялся рейтинг?

  • Критерии для сравнительной оценки школ создавались на основе выявленных ожиданий и требований к учреждениям образования со стороны общественных и экономических субъектов, в т.ч. потенциальных работодателей, и основных требований к системе образования со стороны родителей.
  • Для определения критериев рейтинга и их соотношения друг по отношению к другу привлекались эксперты. Подбор экспертов осуществлялся по уровню образования, стажу работы в области образования и управления, а также по опыту деятельности в тех сферах, которые дают возможность выносить оценочное суждение о качестве работы учреждений образования. Так, в список экспертов вошли представители органов управления образованием, преподаватели ВУЗов, связанные с анализом системы образования и повышением квалификации ее руководителей, директора школ, а также государственные и муниципальные служащие, руководители предприятий и организаций, представители СМИ, депутаты представительных органов власти. Стаж педагогической и управленческой деятельности экспертов - от 15 до 25 лет. Многие имеют по два высших образования, некоторые - научные степени. Средний возраст экспертов – 45 лет. У всех экспертов есть дети, являющиеся в настоящее время школьниками, либо бывшие или будущие учащиеся школ.
  • Школы предоставляли информацию добровольно в соответствии с анкетой (информацию предоставили 33 общеобразовательные школы, 3 лицея и Вятская гуманитарная гимназия), для составления рейтинга морально-психологического климата школ проведен опрос 10 выпускников и 10 родителей каждой школы города (всего 58 школ)

Критерии, по которым сравнивались школы:

В результате работы исследовательской группы и экспертов, сформировались четыре блока наиболее важных характеристик качества работы учебного заведения.

  • блок «знание»: соотношение итогов единого государственного экзамена по математике (ЕГЭ) и среднего балла по итогам основного общего образования (9 кл.), среднего балла по итогам начальной школы;
  • блок «здоровье»: интегрированный показатель по итогам участия школы в спортивных соревнованиях, как по индивидуальному, так и по командному зачетам, а так же по состоянию здоровья учащихся;
  • блок «успешность»: интегрированный показатель результатов участия школьников в олимпиадах, научно-образовательной деятельности, интеллектуальных конкурсах и соревнованиях (например, «Русский медвежонок» и «Кенгуру»), а также итоги выступлений учащихся школ в конкурсах, выставках, турнирах, экологических акциях, туристических слетах, военно-спортивных играх, КВНах, танцевальных, театральных, музыкальных и художественных конкурсах и фестивалях и т.д.;
  • блок «потенциал развития» включает профессионально-методический потенциал преподавателей и морально-психологический климат в школе , снижение показателя шло по фактам совершения школьниками правонарушений и преступлений.
Весовые категории блоков:

Блок Вес
Блок «Знание» 0,3
Блок «Здоровье» 0,22
Блок «Успешность» 0,23
Блок «Потенциал развития» 0,25

Вес каждого блока в общем рейтинге оценивался также экспертной группой. При распределении весовых категорий внутри блока «Знание» наибольшую весовую категорию получил показатель «Средний балл по итогам основного общего образования (9 кл.)» (0,37). В блоке «Здоровье», по мнению экспертов, наибольшее значение имеет «Состояние здоровья учащихся, закончивших одиннадцатый класс» (0,38). В блоке «Потенциал развития» наибольший вес «Комфортность пребывания ученика в школе, отношение учителей к ученикам, отношение школы к родителям, отношение учеников между собой» (0,37), т.е. морально-психологический климат в учебном заведении.

II. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова

Всего в рейтинге общеобразовательных школ г. Кирова приняли участие 33 школы из 58, находящихся на территории муниципального образования г. Киров и попадающие под понятие средней общеобразовательной школы. Из рейтинга исключены коррекционные школы (№№ 13, 44, 50, 67), девятилетние (№№ 11, 12, 19, 64), частные («Аэлита», «Престиж», «Аура»), начальные школы, школы – интернаты, Вятский Технический Лицей, Православная гимназия.

Лицеи (Кировский лицей естественных наук (КЛЕН), Кировский экономико-правовой лицей (КЭПЛ), Физико-математический лицей (ФМЛ), Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка (ВГГ), участвовали в отдельном рейтинге, но по тем же критериям, что и типовые общеобразовательные школы, что позволяет, в случае необходимости, произвести сравнение.

Таблица 1. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова

Место № школы Общее количество учеников школы Итого
1 48 576 3,019
2 73 700 2,998
3 31 676 2,859
4 14 1086 2,783
5 65 617 2,761
6 28 1039 2,759
7 58 772 2,731
8 5 223 2,717
9 21 1456 2,71
10 36 399 2,708

Таблица 2. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Знание»

Место № школы Общее количество учеников школы Кол-во классов Классы с углубленным изучением отдельных предметов Итого
1 65 617 26 есть 4,4
2 28 1039 40 есть 4,206
3 46 870 35 есть 4,18
4 31 676 25   4,097
5 21 1456 56 есть 4,075
6 49 440 17   4,024
7 56 926 33   3,995
8 62 700 31 есть 3,99
9 61 691 30 есть 3,974
10 3 875 33 есть 3,971

Таблица 3. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Здоровье»

Место № школы Общее кол-во учеников школы на 1.09.05 г. Кол-во классов Итого
1 31 676 25 3,564
2 36 399 16 3,495
3 59 686 27 3,377
4 24 312 13 3,328
5 48 576 22 2,96
6 14 1086 41 2,954
7 65 617 26 2,931
8 5 223 11 2,929
9 30 919 37 2,925
10 21 1456 56 2,897

Таблица 4. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Успешность»

Место № школы Общее кол-во учеников школы на 1.09.05 г. Итого
1 48 576 2,549
2 73 700 2,461
3 58 772 1,676
4 53 534 1,541
5 3 875 1,235
6 66 1090 1,188
7 14 1086 1,031
8 46 870 0,964
9 28 1039 0,956
10 60 773 0,947

Предоставление данных, использованных в рейтинге блока, вызвало наибольшие затруднения в учебных заведениях. Особенность ведущейся в школах статистики акцентирует необходимость ведения учета участия в предметных олимпиадах, остальные показатели, как правило, только на усмотрение соответствующих педагогов или администрации школы. Сбор показателей по итогам участия в творческих конкурсах и фестивалях, КВНах, туристических слетах и пр. также требовал постоянного уточнения со стороны администраций школ, в частности, какие конкурсы и фестивали учитываются, какого уровня и т.д.

Таблица 5. Рейтинг общеобразовательных школ г. Кирова по блоку «Потенциал развития»

Место № школы Общее кол-во учеников школы на 1.09.05 г. Кол-во классов Итого
1 69 138 11 3,562
2 3 875 33 3,048
3 28 1039 40 3,014
4 21 1456 56 2,995
5 46 870 35 2,919
6 58 772 30 2,89
7 60 773 31 2,862
8 74 832 34 2,844
9 65 617 26 2,844
10 14 1086 41 2,842

III. Рейтинг морально-психологического климата в школах.

Общеизвестно, что психологическая комфортность, доброжелательный психолого-моральный климат в школе являются важнейшим фактором успешной социализации и формирования личности ребенка, а также влияют на успеваемость учащегося, его становление и развитие.

В блоке «Морально-психологический климат школы» изучались: психологическая комфортность пребывания ученика в школе; эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школы; отношения между школой и родителями; эмоционально-психологическая обстановка в классе; насыщенность школьной жизни; насыщенность вне школьной жизни; роль школы в жизни выпускника.

Изучение осуществлялось через анкетирование выпускников школ (студенты первых курсов высших учебных заведений, колледжей, техникумов и училищ) и телефонный опрос родителей. Для составления рейтинга использовался метод вычисления средних арифметических.

Таблица 6. Рейтинг морально-психологического климата в общеобразовательных школах города Кирова

Место школы в рейтинге Школа Общее количество учеников школы на 1 сентября 2005 г. Балл
1 ФМЛ 514 8,995
2 33 365 8,825
3 47 1053 8,685
4 КЭПЛ 528 8,665
5 52 1227 8,65
6 7 156 8,64
7 61 691 8,565
8 18 925 8,515
9 51 1184 8,41
10 65 617 8,35

Таблица 7. Рейтинг морально-психологического климата общеобразовательных школ города Кирова по мнению выпускников.

Место школы в рейтинге Школа Балл
1 ФМЛ 9,33
2 52 9,14
3 КЭПЛ 9,03
4 47 8,93
5 46 8,81
6 КЛЕН 8,74
7 61 8,7
8 27 8,7
9 51 8,69
10 ВГГ 8,64

Таблица 8. Рейтинг морально-психологического климата общеобразовательных школ города Кирова по мнению родителей.

Место школы в рейтинге Школа Балл
1 33 9,16
2 7 8,79
3 65 8,77
4 18 8,67
5 ФМЛ 8,66
6 47 8,44
7 61 8,43
8 КЭПЛ 8,3
9 57 8,29
10 21 8,2

Сопоставив результаты рейтингов выпускников и родителей с общим рейтингом, выявляется:

  • Мнения выпускников и родителей не совпадает, во многих случаях принципиально. Например: ФМЛ, который занимает первое место в рейтинге выпускников, у родителей только на 5 месте. А 33 школа, которая находится на первом месте рейтинга родителей, у выпускников только на 17 месте. Данные подтверждают несовпадения ожиданий от обучения в школе у представителей разных поколений, что непосредственно подтверждается оценкой морально-психологического климата в школе.
  • Детальный, точечный анализ ответов по каждой школе показывает наиболее проблемные зоны взаимоотношений внутри и вне школы, которые влияют на морально-психологическую атмосферу. Обобщенный анализ ответов по всем школам показывает, что у школ города, по мнению выпускников, складываются неблагоприятные отношения с родителями (21 ответ с минимальными оценками), также проблемным является эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ (12 минимальных ответов), с точки зрения родителей наибольшее неудовлетворение вызывает недостаточная насыщенность внешкольной жизни учащихся (16 минимальных ответов).
Для более глубокого анализа полученных результатов был дополнительно использован метод стандартных отклонений , который позволил выявить школы с самым благоприятным морально-психологическим климатом по совокупному мнению и выпускников, и родителей: №№ 7, 18, 21, 33, 47, 57, 61, 62, КЭПЛ, ФМЛ.

Заключение
Разработка и реализация системы мониторинга общеобразовательных школ города Кирова через составление рейтинга показали, что предложенный метод позволяет создать инструмент для получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове с учетом требований, предъявляемых к системе образования как со стороны родителей и учеников, так и со стороны субъектов хозяйственной деятельности, учреждений профессионального и высшего образования, других общественных и политических институтов. Увеличение степени надежности и адекватности использованных в составлении рейтинга методов требуют дальнейшего совершенствования, что возможно при заинтересованном участии общественных и профессиональных объединений, а также напрямую зависит от периодичности его составления. В свою очередь периодичность составления рейтинга позволит выявить динамику изменений в системе образования, а также эффективность принимаемых со стороны органов государственной и муниципальной власти управленческих решений в сфере образования и изменения к ней требований со стороны общественных и социально-экономических институтов.

Обобщенный анализ результатов рейтинга показал:

  • отсутствие прямой зависимости между местом школы в общем рейтинге от количества учащихся, в тоже время выявилась тенденция, что более высокие места в рейтинге имеют школы с численностью свыше 500 человек;
  • наличие или отсутствие классов с углубленным изучением отдельных предметов напрямую не влияет на место школы в рейтинге блока «знание», как и на общий результат рейтинга;
  • справедливым является исключение из общего рейтинга общеобразовательных школ кировских лицеев и гимназии, которые демонстрируют более высокие показатели и для которых, видимо, требуются дополнительные критерии сравнительной оценки;
  • наблюдается значительный разрыв между школами в рейтинге «здоровье», что является основанием более подробного изучения условий обучения учащихся, организации их питания, реализации учебных и внешкольных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
  • большинство школ г. Кирова не ориентированы на личностное развитие учащихся, их мотивирование на успешность в школьной и внешкольной жизни;
  • недостаточное внимание в учебных заведениях уделяется морально-психологическому климату, соответственно, в большинстве учебных заведений наблюдаются проблемы во взаимоотношениях администраций и педагогических коллективов школ с родителями учеников, проблемным являются и эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ, а также, по мнению родителей, может более насыщенной внешкольная жизнь учащихся, что ставит вопрос о развитии в городе системы внешкольного и дополнительного образования.
Результаты составленного рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова представляют интерес для самих учебных заведений, родителей, системы управления образованием и требуют дополнительного обсуждения и анализа для использования в целях совершенствования системы образования и в целом образовательной политики города. Поэтому авторы исследования считают целесообразным проведение обсуждения с заинтересованными сторонами и принятия решения о совершенствовании его методики, с возможностью использования в дальнейшем для составления ежегодного рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова, а также апробирования системы составления рейтингов для всех общеобразовательных школ Кировской области. Продемонстрированная в исследованиях концепция и методика также могут быть использованы для выявления претендентов на получение грандов и премий в рамках реализации общенационального образовательного проекта.

1 © Общественный информационный совет Кировской области, 2005
© АНО «Кировский региональный информационно-инновационный центр», 2005
© Агентство развития общественный связей «PR-технологии» ГК «ПроБизнесКонсалтинг», идея проекта, концепция, методика, обработка данных, 2005

2 Экспертами выступили представители организаций-членов Общественного информационного союза, а также общепризнанные специалисты в сфере управления и развития образованием, неоднократно называемые представителями Управления образованием г. Кирова и Департаментом образования Кировской области.

3 Может быть охарактеризован и как социально-психологический, т.к. показывает и социальные связи внутри и вне школы.

4 Общий рейтинг не учитывает различия между школами по количеству обучающихся учеников.

5 Максимальное количество – 10 баллов

6 Рассчитывалась дисперсия (разброс в ответах), меньший/больший разброс в ответах в соотношении со средним баллом по средней арифметической позволил сформировать три группы школ по уровню морально-психологического климата.

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение