Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Десять причин, чтобы продать бизнес

Такое решение позволяет не только продать имеющиеся активы за справедливую цену, но и получить премию за действующий бизнес, которая может превосходить стоимость активов в разы. Кроме того, основанный прежним владельцем бизнес обретает новую жизнь, поскольку покупатель, практически всегда выступает в роли преемника и стремится к развитию и росту компании.

Так Олег Тиньков продал свою пивоваренную компанию «Тинькофф» компании InBev S.A. («InBev») за $201 млн., оставив за собой сеть из 10 одноименных ресторанов.

Андрей Коркунов продал свой бизнес американской фирме Wrigley (жевательные резинки Orbit, Huba Buta и т.д.). Сумма сделки была рекордна для российского кондитерского рынка – $300 млн., что составляет приблизительно три годовых оборота фабрики. Эксперты полагают, что Коркунов совершенно правильно выбрал момент для продажи своего бизнеса. Так как доля марки «А. Коркунов» в сегменте премиум в январе-сентябре 2006 г. сократилась с 42,2% до 33,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

По мнению самих владельцев успешного российского бизнеса к основным причинам продажи относят:

1. Изначально выбранная стратегия продавца с целью создания бизнеса и дальнейшей его продажи. На этапе создания нового бизнеса, каждый предприниматель прописывает миссию, видение, цели компании, что в совокупности составляет стратегию будущей фирмы. Одной из стратегий является создание бизнеса с целью дальнейшей продажи. Т.е. предприниматель создает свой бизнес «с нуля» и на этапе роста компании, когда выручка и прибыль имеют максимальное значение, он продает предприятие. Это позволяет получить деньги на развитие нового или уже существующего бизнеса, либо для участия в интересующем продавца инвестицонном проекте.

2. Неуклонно снижаются доходы, прибыль, стоимость бизнеса. Это может быть следствием самых разных причин. Если Вы не видите реальных путей восстановления эффективности бизнеса, его имеет смысл продать, пока он еще представляет ценность. Возможно, для кого-то такой бизнес будет интересен.

Вот что говорит Евгений Чичваркин о причинах продажи собственной компании «Евросеть»: «Продал, потому что иначе я бы разорился. Компания стала убыточна. К продаже ее привел общеэкономический кризис. А рейдерский захват был частной инициативой рейдеров» Таким образом, продав свой бизнес именно сейчас, Е. Чичваркин оказался победителем, не допустив получения максимального убытка и личного разорения. Кроме того, закончив экономическую деятельность, он переквалифицировался в политике и теперь имеет возможность развиваться в этой области.

3. Переезд владельца в другой город, страну. Если не представляется возможным управлять оттуда бизнесом, то его также имеет смысл продать, пока отсутствие контроля над бизнесом со стороны владельца не привело к его упадку и разрушению.

4. Достижение почтенного возраста или болезнь. Если указанные причины начинают реально ограничивать возможности владельца по управлению бизнесом, а достойных преемников, продолжателей дела не имеется, то лучшее, что можно сделать - это продать бизнес.

5. Недостаток средств на развитие бизнеса. Бизнес может быть выгодным и успешным. Но у собственника нет средств на его дальнейшее развитие. При этом дальновидный собственник осознает, что если бизнес не развивать, то он постепенно станет терять позиции на рынке перед лицом развивающихся конкурентов и, соответственно, начнется падение его прибыльности и общей стоимости. Не дожидаясь этого момента, собственник принимает единственно возможное решение- продать пока еще находящийся в превосходном состоянии бизнес тому, кто готов его дальше развивать.

6. Потеря интереса к бизнесу. На определенном этапе бизнес может просто надоесть, перестать приносить удовлетворение. При этом собственно с бизнесом все может быть в полном порядке. Просто владелец хочет заняться чем-то другим. Если на это другое нужны инвестиции - можно продать имеющийся бизнес. Если не нужны - то тоже лучше продать, так как без контроля со стороны владельца бизнес, как правило, чахнет и быстро теряет свою стоимость.

7. Потребность в инвестициях в более выгодный проект. Если владельцу бизнеса посчастливилось найти более выгодное направление деятельности, то одним из вариантов его финансирования может быть продажа имеющегося бизнеса. Такое решение будет всегда оправданно, если вырученные от продажи средства, будучи вложенными в новый проект, принесут большую выгоду.

8. Разногласия между собственниками. Если у бизнеса несколько владельцев, которые никак не могут договориться между собой о путях и принципах его дальнейшего развития, либо имеют иные причины прекратить дельнейшую совместную работу, то перед ними встает вопрос что же делать дальше, как "разбежаться" с минимальными потерями? Если разделение дела невозможно, либо приведет к существенному снижению его стоимости, то остается один путь - продать бизнес и поделить вырученные деньги.

9. Бизнес приобретался с целью перепродажи. Иногда бизнесы специально приобретаются с целью последующей перепродажи. Купив бизнес, инвестор вкладывает материальные и интеллектуальные ресурсы в повышение стоимости бизнеса и перепродает его с выгодой для себя.

10. Продажа непрофильных активов или концентрация на одном из направлений деятельности. Крупные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы часто имеют много различных направлений деятельности. И вот выясняется, что одни из них выгодны и их надо дальше развивать, а другие - менее выгоды, либо выгодны, но не вписываются в принятую концепцию развития. Соответственно, принимается решение об их продаже. Еще одна причина наличия в структуре предприятий непрофильных направлений. Если указанные подразделения только портят общую картину успешного развития предприятия и никак не включены в производственный процесс - им прямая дорога на продажу. А вырученные средства направляются на развитие основного направления деятельности.

Сегодня мало кто помнит, что в начале 90-х годов прошлого века финская компания Nokia, начинавшая в 1865 году с производства бумаги и резины, была на грани банкротства. Сотовые телефоны и коммуникационное оборудование составляли лишь 20% ее объема продаж. Что позволило компании выжить и выйти в мировые лидеры своей отрасли? Стратегическое решение концентрации на одном направлении деятельности, продажа всех остальных направлений и как результат – более чем десятикратный рост продаж, стабильное финансовое положение, лидирующие позиции.

К основным целям, которые преследует продавец при продаже бизнеса, относят:

  • максимизация продажной цены
  • снижение издержек на подготовку бизнеса к продаже
  • снижение расходов на осуществление поиска покупателя

С целью максимизации прибыли от продажи бизнеса (увеличения цены сделки купли-продажи) предпринимателю необходимо провести ряд предварительных мероприятий:

  1. Мониторинг рынка, прогнозирование цены продажи с целью определения наиболее выгодного времени продажи бизнеса и выявления наиболее платежеспособных покупателей.
  2. «Предпродажная подготовка», повышающая стоимость за счет внедрения стратегического управления и оптимизации бизнес-процессов.
  3. Информирование покупателей.
  4. Подготовка документации (бухгалтерская документация, договоры, имеющие ценность, рекомендации и отзывы о компании, результаты оценки бизнеса).
  5. PR-сопровождение процесса продажи.

Подводя итог, необходимо отметить, что к продаже бизнеса в России подходят не всегда рационально. Об этом говорят специалисты ведущих мировых компаний в сфере консалтинговых услуг. На Западе все иначе. Американец, создавая свое дело, заранее готовит его к продаже и потому расстается с бизнесом без сожаления. Европеец, приняв решение, тоже не отступает от него ни на йоту. А российский предприниматель относится к своему бизнесу, как к ребенку. И сам иногда ведет себя по-детски, начиная взвешивать «за» и «против» лишь после того, как найдет покупателя и договорится о цене.

Следовательно, если принято решение о продаже бизнеса, либо он создавался с этой целью, не стоит отходить от выбранной стратегии, ведь в итоге это решение будет способствовать развитию других направлений, либо просто принесет желаемую прибыль.

И чем увереннее Вы будете в своем решении, тем выше будет результат продажи!

Статья опубликована в деловом журнале «Меркурий», №117, декабрь 2008

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение