Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Продаем бизнес: сложности и выгоды. Мнение специалистов компании «АСМАР»

Ольга Фокина, директор агентства стратегических и маркетинговых решений «АСМАР» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»: «Расставаться без сожаления».

Выгоды

Сейчас продажа бизнеса для многих стала необходимостью. Вообще же этот процесс всегда был одним из правильных решений для владельцев успешных компаний. Ведь собственники не только продают имеющиеся активы за справедливую цену, но порой получают премию за действующий бизнес, в разы превосходящую стоимость активов. А дела в руках нового владельца может развиваться и расти еще большими темпами.

Так Олег Тиньков продал свою пивоваренную компанию «Тинькофф» компании InBev S.A. («InBev») за $201 млн., оставив за собой сеть из 10 одноименных ресторанов. Андрей Коркунов продал свой бизнес американской фирме Wrigley (жевательные резинки Orbit, Huba Buba и т.д.). Сумма сделки была рекордна для российского кондитерского рынка – $300 млн., что составляет приблизительно три годовых оборота фабрики. Эксперты полагают, что Коркунов совершенно правильно выбрал момент для продажи своего бизнеса. Так как доля марки «А. Коркунов» в сегменте премиум в январе-сентябре 2006 г. сократилась с 42,2% до 33,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Сегодня мало кто помнит, что в начале 90-х годов прошлого века финская компания Nokia, начинавшая в 1865 году с производства бумаги и резины, была на грани банкротства. Сотовые телефоны и коммуникационное оборудование составляли лишь 20% ее объема продаж. Выжить и выйти в мировые лидеры отрасли помогло стратегическое решение – концентрация на одном направлении деятельности, продажа всех остальных направлений. Результат – более чем десятикратный рост продаж, стабильное финансовое положение.

Готовимся продавать

Специалисты ведущих мировых компаний в сфере консалтинговых услуг давно отмечают: к продаже бизнеса в России подходят не всегда рационально. На Западе все иначе. Американец, создавая дело, заранее готовит его к продаже и расстается с бизнесом без сожаления. Европеец, приняв решение, тоже не отступает от него ни на йоту. Российский предприниматель относится к своему бизнесу. Как к ребенку. И сам иногда ведет себя по-детски, взвешивая «за» и «против» лишь после того, как найдет покупателя и договорится о цене.

Продумайте все заранее. И если принято решение о продаже, не стоит отходить от выбранной стратегии. В итоге этот шаг поможет развить другие направления либо просто принесет желаемую прибыль. И чем вы увереннее в своем решении, тем будет выше результат продажи!

Чтобы увеличить цену сделки купли-продажи, нужно:

  • провести мониторинг рынка
  • спрогнозировать цену, чтобы определить выгодное время продажи бизнеса и найти покупателей
  • провести «предпродажную подготовку», чтобы повысить стоимость за счет внедрения стратегического управления и оптимизации бизнес-процессов
  • подготовить документацию: проверить бухгалтерию, договоры, рекомендации и отзывы о компании, результаты оценки бизнеса
  • организовать PR-сопровождение продажи

Екатерина Тюфякова, менеджер исследовательских проектов Агентства стратегических и маркетинговых решений «АСМАР»: «Зачем продавать?»

Первоначальная стратегия собственника

Стратегией компании может быть создание бизнеса для дальнейшей продажи. Предприниматель, когда выручка и прибыль максимальны, продает предприятие. Бизнес можно купить и для последующей перепродажи. Инвестор вкладывает материальные и интеллектуальные ресурсы в повышение его стоимости, затем ищет покупателя.

Внутрифирменные причины продажи

Снижаются доходы, прибыль, стоимость бизнеса… Если вы нее знаете, как восстановить эффективность – продавайте. Пока еще бизнес имеет ценность. Евгений Чичваркин о причинах продажи «Евросеть»: «Продал, потому что иначе я бы разорился. Компания стала убыточна. К продаже ее привел общеэкономический кризис. А рейдерский захват был частной инициативой рейдеров». Продав бизнес сейчас, Чичваркин оказался победителем, не допустив убытков и личного разорения. Закончив экономическую деятельность, он «переквалифицировался» в политики и развивается в этой области.

  • У крупных предприятий бывает много направлений деятельности. Одни выгодны, и их надо развивать, другие – нет и не вписываются в концепцию развития. Принимается решение продать.
  • Непрофильные направления в структуре предприятий, которые только портят общую картину успешного развития и не включены в производственный процесс – продавайте. Особенно сейчас, когда главное – сохранить сильные направления. Деньги идут на развитие основной деятельности.
  • Нет средств на дальнейшее развитие бизнеса.
  • Бизнесмен нашел более выгодный бизнес. Продажа дела – источник его финансирования.

    Личные причины

  • Бизнес может просто надоесть. Владелец хочет заняться другим делом. Тогда бизнес лучше продать: без контроля владельцем дело чахнет.
  • Почтенный возраст или болезнь владельца.
  • Бизнесмен переехал в другую страну, а управлять бизнесом оттуда невозможно.
  • У бизнеса несколько владельцев, которые не могут договориться о дальнейшем развитии. Если разделение дела невозможно либо приведет к снижению его стоимости, продавайте бизнес и поделите деньги.

    Статья опубликована в журнале «Бизнес-КЛАСС», февраль №1 (3) 2009

    Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
  •     


    Наши партнеры:

    Общественная палата Кировской области
    АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение