Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



На кого работает сайт вашего предприятия?

Борис Решетов
Руководитель отдела Интернет-проектов
Агентства информационных технологий «МЕДИА-сервис»

Если вы руководите предприятием, то уделите несколько минут web-сайту своего предприятия. Возможно, что он работает не так эффективно или что еще хуже – приносит пользу Вашим конкурентам.

Интернет стремительно ворвался в деловую жизнь. Интернет-представительство предприятия (web-сайт) - это уже вполне реальный инструмент ведения бизнеса, который хорошо интегрируется с обычными рекламой и маркетингом. Грамотное использование этого инструмента может принести ощутимую пользу как малым предприятиям и ЧП, так и промышленным гигантам.

Как и в любом виде деятельности, в создании и поддержке web-сайта есть множество подводных камней. О том, как избежать встречи с ними написано множество статей. Большинство из которых рассматривают лишь технические вопросы. “За кадром” остается тема отношения руководства к web-сайту своего предприятия. А именно от этого в зависит то, каким будет результат – успешным или провальным. И если у малых предприятий или ЧП все достаточно просто – руководитель обычно лично контролирует ход работ, то на крупных предприятиях все гораздо сложнее и выше риск провала. Рассмотрим три Интернет-проекта, которые при достаточном внимании со стороны руководителей предприятий, могли бы стать “жемчужинами” в Кировском сегменте Интернет. Однако по ряду причин этого не случилось.

Первый пример – полное отсутствие контроля со стороны руководства

Одно известное в области и ближайших регионах успешно работающее предприятие ведет активную рыночную политику, разрабатывает новые виды продукции, торговые марки, участвует в выставках и конкурсах.

Сайт этого предприятия начал создаваться примерно в 1997-1998 годах. В начале это были несколько страничек, размещенных среди подобных на сервере одной общественной организации. Адрес тогда был длинным и труднозапоминаемым. Позднее, в результате серии модификаций странички превратились в самостоятельный сайт, имеющий собственный адрес. Изменилось информационное наполнение, но как и раньше отсутствовала какая-либо стратегия развития, так ее нет и сейчас. Дизайн у сайта отсутствует (сложно назвать дизайном то, что программист – разработчик нашел где-то и беспорядочно разместил на сайте). Объем полезной информации минимален. Работу с ним затрудняет неудобная навигация и бесполезные визуальные эффекты. Зато ссылки на сайты конкурентов открываются быстро.

Возможно, что когда-то была поставлена задача создания сайта, но над его целями и задачами, содержанием никто особо не задумывался. Так и получился сайт – игрушка для программиста, абсолютно бесполезная с точки зрения маркетинга. Более того, на фоне конкурентов такое “творение” - сильный удар по имиджу предприятия.

Второй пример – отсутствие контроля за процессом создания

Это предприятие одним из первых обзавелось сайтом и даже много сделало для развития Интернет в нашей области. На первых порах и здесь сайт был игрушкой для программиста. Однако к 2001 году пришло осознание необходимости переделки сайта, определения его концепции и ориентации на решение задач маркетинга. Было решено привлечь к работе профессионалов, оставив на предприятии только функции координации процесса.

Но все оказалось не так гладко. Координация работ и составление технического задания были поручены временному человеку (студенту или аспиранту). В результате больше года ушло на различные согласования и утверждения. Студент вволю наупражнялся в написании технического задания, включил туда решения, которые “тянут” если не на Нобелевскую премию, то на докторскую или кандидатскую диссертации, к процессу охладел (нашел другую тему) и ушел с этого предприятия. А сайт все еще не создан. Так погоня за техническими “шедеврами” опять нанесла ущерб маркетингу.

Третий пример – постепенная потеря контроля

Сайт крупного промышленного предприятия, занимающего лидирующее положение в своей отрасли. Создан в начале 2001 года. Простой, стремительный (быстро загружающийся) дизайн, большой объем информации, английская версия. Имеет мощную, перспективную программную платформу, позволяющую значительно расширить функциональность. Чувствуется, что над созданием трудилась команда квалифицированных специалистов. Подтверждает это и хороший результат в отраслевом конкурсе (январь 2003г.), где данный сайт достойно конкурировал с проектами, созданными или обновленными в конце 2002 года.

Однако, если присмотреться внимательнее, то можно заметить признаки постепенного “увядания” сайта: слегка устаревший дизайн, отсутствие обновлений английской версии с лета прошлого года, устаревшие цены, новости, малоинтересные для покупателей, ошибки и откровенные небрежности в форматировании материалов. Похоже, что пресс-служба с Интернет знакома лишь понаслышке и просто дублирует на сайте материалы, публикуемые в газете предприятия. Между тем, актуальная и интересная покупателям информация часто появляется везде (на отраслевых сайтах, в традиционных СМИ), только не сайте самого предприятия.

Как и в предыдущих случаях, основная причина одна – отсутствие внимания руководства к сайту собственного предприятия.

Что может сделать руководитель предприятия?

Попробуйте провести экспресс-аудит собственного сайта. Алгоритм достаточно простой и понятный. На осуществление его требуется максимум 30 минут.
  1. Проверьте собственную визитку. Если на ней нет адреса сайта, то уже есть повод задуматься – сайт либо отсутствует, либо его рекламой и продвижением никто не занимается. Кто ответственный? Есть ли нормативные документы, регламентирующие работу с сайтом? Есть ли концепция сайта?
  2. Попробуйте набрать адрес сайта. Получилось? Хорошо, значит адрес простой и удобный. Не получается? Тут два варианта – сайт на самом деле еще не создан или адрес слишком длинный и надо исправлять эту ситуацию.
  3. Оцените время загрузки первой страницы. Если информация, позволяющая идентифицировать владельца сайта появилась более чем через 30 секунд, то маловероятно, что посетители будут ждать ее загрузки, а не уйдут на сайты конкурентов.
  4. Оцените внешний вид главной страницы сайта. Она должна быть выполнена в фирменном стиле предприятия. Различные визуальные эффекты уместны лишь в том случае, если несут в себе информацию о предприятии, его деятельности или продукции. В противном случае они свидетельствуют о непрофессиональном подходе создателей сайта.
  5. Каким числом датированы новости на первой странице? Хорошо, если хотя бы текущим месяцем. Плохо, если они более старые или их нет совсем. Как выглядят заголовки новостей? Есть ли в них информация, полезная для клиентов? Привлекают ли они внимание?
  6. Посмотрите, куда ведут ссылки с вашего сайта. Нет ли на нем рекламы ваших конкурентов.
  7. Оцените содержание и качество оформление страниц сайта. В большинстве случаев они должны быть выполнены в едином стиле и должны быть удобны для чтения. Информация должна быть актуальной и достоверной.


Подведем итоги

Понимание руководством важности web-сайта как маркетингового инструмента, постоянный контроль его работы, профессиональный подход к делу – вот необходимые условия успеха.





Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение