Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



«Рынок рабочих кадров: реалии и перспективы»

Проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами становится все более существенным препятствием ее развития в условиях динамичного роста. Актуальность вопроса обозначена в Посланиях Федеральному собранию РФ главы государства В.В.Путина, рассматривалась на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах руководителей государства с представителями бизнес-сообщества, специальном заседании Совета законодателей при Совете федерации РФ с участием президента. Многоаспектность и даже чрезвычайность проблемы неоднократно обозначалась на форумах и конференциях с участием руководителей предприятий Кировской области, предпринимательского сообщества, в обращениях предприятий в Вятскую торгово-промышленную палату.

В целях поиска эффективных методов решения проблемы, разработки рекомендаций и подходов к ее преодолению, Вятская торгово-промышленная палата совместно с департаментами и управлениями Правительства Кировской области, предприятиями, государственной службой занятости, образовательными учреждениями выступила инициатором подготовки и проведения специального расширенного Правления торгово-промышленной палаты с участием всех заинтересованных сторон. В рамках подготовки Правления реализовано крупномасштабное исследование «Рынок рабочих кадров: реалии и перспективы», проведены «круглые столы» с участниками рынка труда, собраны мнения и предложения экспертов.


1. Состояния регионального рынка рабочих кадров.

Кировская область находиться не в самой благоприятной ситуации по рынку труда, учитывая демографические и миграционные процессы: на начало 2007 года в Кировской области насчитывалось 904 тысячи человек трудоспособного населения (64% от общего количества населения), в экономике было занято 706 тысяч человек, из них в производственной сфере немногим более 300 тысяч человек. По среднему варианту прогноза Росстата трудоспособное население области к 2010 году сократится на 45 тысяч человек (до 859 тысяч), к 2015 году - до 766 тысяч человек. Сохранение наметившихся тенденций позволяет утверждать, что через семь лет область будет обладать трудовыми ресурсами для производственной сферы на уровне 180-200 тысяч человек! Процесс происходит на фоне ужесточающейся конкуренции за трудовые ресурсы, рынок труда становиться все более открытым, на него оказывают существенное давление более привлекательные предложения соседних регионов и мегаполисов, экстенсивный рост сферы услуг и торговли.

Тем самым, планируя свое дальнейшее развитие, утверждая инвестиционные программы, предприятия области уже в самое ближайшее время столкнутся с отсутствием необходимого для их исполнения количества трудовых ресурсов. Игнорировать этот факт и не принимать соответствующих мер означает поставить серьезное препятствие социально-экономическому развитию региона.

Мониторинг рынка труда свидетельствует о чрезвычайно высоком спросе на квалифицированные рабочие кадры. Заявленные вакансии от промышленных предприятий демонстрируют устойчивый и неудовлетворенный спрос на достаточно широкий перечень специальностей в различных отраслях экономики, прежде всего, в машиностроении, строительстве, жилищно-коммунальной сфере, лесопромышленном комплексе. В целом, от 70 до 80% вакансий на рынке труда – это вакансии именно по рабочим специальностям, так, на 1 апреля 2008г. в государственной службе занятости из 13 402 вакансий рабочие составляют 10 666 (79,6%), из них десятая часть являются незаполненными более трех месяцев. При этом в 2007 году выпуск по рабочим профессиям образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, составил 5 547 человек, из которых 1 141 трудоустроились в Кировской области, остальные продолжили образование, были призваны в армию, выехали из области и т.д. (из всего выпуска только 71 человек стояли на учете в службе занятости на 1 января 2008г.).

Прогнозы востребованности рабочих кадров реальным сектором экономики региона свидетельствуют об увеличении спроса на рынке труда. Как показал опрос руководителей, с учетом текущего обновления кадров (средний возраст нынешних рабочих составляет от 47 до 50 лет) и закрытия вакансий, только в машиностроении в ближайшие пять лет дополнительно понадобится более 5 тысяч человек (17% от нынешнего количества), в строительстве - дополнительно 11%, в пищевой промышленности 7,5% (тысяча человек). Одновременно 80% экспертов утверждают, что планы модернизации производства, применение новых технологий и оборудования предприятиями области потребует увеличения потребности в высококвалифицированных рабочих кадрах, лишь 18% отмечают снижение потребности в рабочих кадрах при модернизации производства.

Учитывая эти показатели, а также демографические факторы, можно констатировать, что уже в самое ближайшее время, оценочно через два-три года, предприятия области столкнуться не просто с дефицитом рабочих кадров, а фактическим их отсутствием в регионе.

В таких условиях крупные предприятия региона стараются вести активную политику по привлечению и подготовке рабочих кадров для своих производств, открывают собственные учебные центры, используют возможности государственной службы занятости, кадровых агентств, рекламу, предоставляют социальные гарантии молодым рабочим, давая им возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации, выдавая займы и «подъемные», реализуя специальные социальные программы поддержки молодых рабочих.

Однако все работодатели отмечают, что принимаемые ими меры не достигают необходимой эффективности и не решают кардинально проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров. Практически все крупные работодатели региона готовы рассматривать привлечение рабочей силы из сопредельных государств, активизировать трудовую миграцию из районов области. Но основным источником квалифицированных кадров для предприятий традиционно являются учебные заведения начального и среднего профессионального образования области.

2. Система начального и среднего профессионального образования Кировской области

В Кировской области в систему начального и среднего профессионального образования входит 100 образовательных учреждений, в которых обучается 47, 9 тысяч человек по 106 профессиям и специальностям. При этом в 2005 году в ведение Кировской области переданы 39 учреждений начального профессионального образования и 11 учреждений среднего профессионального образования с количеством учащихся 30,2 тысяч человек. Расходы областного бюджета на подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования увеличились с 2005 года на 86,7 млн. руб., в бюджете 2008 года предусмотрено720,7 млн. руб. Среднегодовые бюджетные расходы на обучение одного учащегося составляют порядка 30 тыс. руб., что, по мнению специалистов профессионального образования, явно недостаточно для подготовки рабочих кадров на соответствующей материально-технической и учебной базе и должны быть увеличены в соответствии с требованиями времени минимум в 2 раза. С целью рационального использования имущественного комплекса, материально-технической базы, педагогических кадров, подготовки по перспективным профессиям и специальностям департамент образования приступил к процессу реструктуризации учреждений. В результате реорганизовано 15 профессиональных училищ и лицеев, ликвидировано 7 филиалов, создано 7 крупных многопрофильных образовательных учреждений.

Но осуществляемые меры не позволяют говорить о достаточности средств для эффективной подготовки рабочих кадров, всеми экспертами признается очевидное отставание материально-технической и учебно-производственной базы учебных заведений от требований современного производства, что заведомо ведет к низкому качеству образования и непривлекательности обучения в учреждениях НПО и СПО для молодежи.

Система профессионального образования испытывает на себе давление, как демографических факторов, так и в целом социально-экономической среды региона, а также сложившихся в массовом сознании стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью. За два года количество учащихся по программам начального профессионального образования сократилось на 2 396 человек (на15%), общий прием сократился на 1182 человека (на 21%). Опрос кировских старшеклассников показывает, что после 9 класса желание получить начальное профобразование присутствует у 16%, а у 11-классников оно падает до 4%. Преобладающими факторами выбора профессии является будущий высокий доход, стремление работать по профессии и высокий спрос на профессию. Экономика, управление, творческие профессии и юриспруденция уверенно лидируют в профессиональной ориентации старшеклассников. При этом от 80% до 90% случаев они уверены, что рабочие специальности высоко востребованы, что это гарантия трудоустройства, но социальный статус людей рабочих профессий и престижность получения такой профессии значительно ниже, чем у других (на уровне 20%). Школьники отмечают, что с ними проводится работа для определения профессиональных наклонностей, есть экскурсии на предприятия, они достаточно информированы о рабочих профессиях, имеют адекватное представление по заработная плате рабочих в г. Кирове (оценивают от 7 до 15 тыс. рублей), но все же ориентируются на получение, прежде всего, высшего образования. Этому способствует и доступность системы высшего профессионального образования, чьи предложения выглядят более привлекательными для школьников и их родителей. Следует добавить, что доступность системы высшего образования будет увеличиваться под влиянием демографических факторов, в силу сокращения количества выпускников школ. Поэтому не удивительно, что пятьдесят процентов выпускников 11 классов 2007 года поступили в вузы (5982 человека), и только 8, 5% выбрали профессиональные училища (885 человек), в городе Кирове в вузы ушло 69 % выпускников, в училища 5,5% (181 человек).

Соответственно, крайне необходимы современные методы профориентационной работы, создание привлекательного образа рабочей профессии, улучшение условий труда рабочих как существенный и неоспоримый фактор в борьбе за сокращающиеся трудовые ресурсы, в этом заинтересованы не только сами образовательные учреждения, но и работодатели, органы власти и управления в интересах развития экономики.

3. Взаимодействие системы профессионального образования и субъектов экономики региона.

Экономика предъявляет все более жесткие требования к качеству подготовки рабочих: все эксперты предприятий отметили свою неудовлетворенность подготовкой в профессиональных учебных заведениях, оценив в среднем на 6 баллов из 10 качество подготовки. Более того, типичным является заявка в потребности рабочих с разрядом не ниже четвертого, в то время как учреждения НПО гарантируют качественную подготовку на уровне 3 разряда, что часто называется в педагогической среде «начальными трудовыми навыками», соответственно, необходима дальнейшая профессиональная подготовка до необходимой квалификации либо в системе СПО, либо в системе учебных центров предприятий.

При этом необходимо обратить внимание, что важнейшим звеном качественной подготовки в учебных заведениях являются матера производственного обучения, их количество в учреждениях НПО и СПО, подведомственных Кировской области, за последние три года сократилось на треть (сейчас 674 человека), при этом среднемесячная зарплата педагогических работников НПО вроде бы увеличилась на 50%, но итого составила немногим больше 4 тыс. рублей, что является неконкурентным показателем в сравнении с заработной платой тех же рабочих на предприятиях.

Все эксперты обозначают проблему дефицита педагогических кадров, их преимущественно предпенсионный и даже пенсионный возраст, что свидетельствует еще об одной нарастающей угрозе для системы профессионального образования области. Дефицит мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин обостряется современными требованиями производства, другого качества деятельности инженерно-педагогических кадров в учебных заведениях.

Работодатели признают, что материально-техническая и учебно-производственные база учебных заведений отстают от требований современного производства, однако фактически они не готовы перенести производственное обучение на свои площади, считая, что его должны осуществлять учебные заведения. Опрошенные предприятия демонстрируют достаточно активное собственное участие в финансировании подготовки и переподготовки рабочих, за последние три года суммы на эти цели увеличились практически в три раза, в то же время отвлечение ресурсов предприятий в образовательные процессы возможно только за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Работодатели считают несправедливым факт, что основной груз дополнительной финансовой поддержки профобразования приходится на крупнейшие предприятия, в то время как малый и средний бизнес оказывается в стороне от проблемы, безвозмездно пользуясь услугами государственных образовательных учреждений.

Подведенные исследования показывают, что далеко не со всеми существующими сейчас представлениям по реформированию системы профобразования согласны эксперты. В частности, все участники опроса считают необходимым сохранить общеобразовательный компонент в учебных заведениях НПО и СПО, там же осуществлять производственное обучение. Не встретил активной поддержки принцип подушевого финансирования: эксперты отмечают, что рыночная ситуация может вызвать потребность в рабочих кадрах, обучение по которым, соответственно производственная и учебно-методическая база, могут быть утеряны. Также достаточно опасно снимать с системы образования ее социальную и воспитательную функции по профессиональной подготовке выпускников коррекционных школ, инвалидов, поддержке детей из малообеспеченных и неполных семей.

Особенность складываемой в области системы профессиональной подготовки подталкивает к активному участию в формировании ее структуры, направлений, содержания, именно региональные органы власти и местные хозяйствующие субъекты. Очевидным становиться более активное выстраивание частно-государственного партнерства в вопросах подготовки рабочих кадров. Кировская область обладает опытом такого партнерства, в том числе через участие работодателей в управлении учебными заведениями, определению содержания и качества образования, но требуется формирование стимулирующей правовой базы, особенно по вопросам комплектования производственных мастерских, прохождения производственной практики, предоставления, даже делегирования в учебные заведения мастеров производственного обучения.

4. Государственная политика в области регулирования рынка рабочих кадров.

Исследования показали, что наиболее существенными факторами, способными повлиять на решение проблем рынка рабочих кадров является стимулирование экономического развития региона, реализация планов по инвестиционной привлекательности Кировской области, повышение уровня жизни жителей области, улучшения условий труда. Однако макроэкономические процессы должны подкрепляться соответствующей степенью развития трудовых ресурсов, без которых невозможен и сам экономический рост. Становиться очевидным, что недостаточное внимание государства к рынку труда и рынку рабочих кадров в частности, привело к его системным изменениям и перекосам, не отражающим потребности экономики и государства. Саморегулирование рынка труда не произошло, существовавшие проблемы еще более обострились, особенно в условиях открытости этого рынка и темпов роста экономики. Отсутствует само понятие государственного регулирования рынка труда, отдельные его элементы переданы в государственную службу занятости, управление по регулированию трудовых отношений в департаменте промышленного развития, департамент образования, в объединения работодателей и в профсоюзы. В то же время некоторые другие Субъекты Федерации сами весьма активно стали влиять на рынок, стимулируя взаимодействие различных участников рынка труда, влияя на миграционные процессы, на выравнивание диспропорции предложений и возможностей рынка. Достаточно сказать, что Правительство Москвы утвердило в конце прошлого года целевую программу развития начального и среднего профессионального образования, предусмотрев на его реализацию в ближайшие три года только бюджетных расходов в 21 млрд. руб.

Исследования показывают, что непосредственно сами работодатели и учебные заведения не в состоянии самостоятельно решить в полном объеме проблему рабочих кадров и рассчитывают на содействие и поддержку органов государственной и муниципальной власти, в частности, по созданию нормативной базы, стимулирующей участие предприятий в подготовке и закреплении в области квалифицированных рабочих кадров, в том числе через взаимодействие с учебными заведениями НПО и СПО. Предприятия рассчитывают, что затраты на подготовку и повышение квалификации по рабочим профессиям могут быть отнесены на затраты либо исключены из доли единого социального налога, аналогично, учебные заведения системы НПО и СПО считают несправедливым по отношению к себе наличие налога на прибыль и на имущество. Требует пересмотра организация самой системы учреждений НПО и СПО, возможно, с созданием таких образовательных учреждения на основе трехсторонних учредительных договоров с участием государства, муниципалитетов и работодателей, что потребует соответственного пересмотра законодательных актов, касающихся системы образования в целом. Эксперты предлагают ввести договорную систему обучения на основе трехсторонних договоров учащихся, учебных заведений и государства либо предприятия-работодателя, предусматривающую обязательное трудоустройство по специальности после окончания учебного заведения. Существующая практика таких договоров требует реальной поддержки со стороны органов государственной власти.

Практически все эксперты, задействованные в исследовании, обратили особое внимание на государственную информационную политику по пропаганде рабочего труда, созданию привлекательного образа рабочих специальностей, института наставничества, рабочих династий, что также недостижимо без соответствующего внимания органов государственной власти.

Тем самым становится актуальным признать необходимость государственного регулирования рынка труда, в частности, через мониторинг и анализ его состояния по ключевым показателям, прогнозирование его развития, принятие адекватных мер через систему образования, экономическую и информационную политику, взаимодействие с общественными объединениями. Государственная политика в сфере подготовки и закрепления рабочих кадров должна выражаться в увеличении бюджетных ассигнований на развитие системы профессионального образования, введение понятия государственного заказа на рабочие специальности по наиболее приоритетным для региона отраслям экономики, в частности, машиностроению, строительству, лесопромышленному комплексу, а также заказа на подготовку и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров. Более того, возникла необходимость государственной поддержки таких инвестиционных проектов, которые направлены не на создание новых рабочих мест, а на их сокращение.

Всесторонний анализ рынка рабочих кадров показывает крайнюю необходимость переосмысления существующего подхода к его регулированию, перехода от пассивной констатации неблагоприятных факторов к формированию целостной системы по регулированию этого рынка в интересах развития территории, вовлечению в этот процесс всех заинтересованных сторон, целенаправленному сближению пониманий и действий всех субъектов рынка труда.
Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение