Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Рейтинги как индикатор состояния субъектов общественной и экономической среды

А.С. Зорин, директор
Агентства развития общественных связей «PR-технологии»
ГК «ПроБизнесКонсалтинг»

В настоящее время в общественной и экономической среде России и региона циркулирует достаточное большое количество различных рейтингов. В зависимости от объектов оценки, целей составления и сферы применения классификация рейтингов достаточно обширна: рейтинги СМИ (доля аудитории, в том числе постоянной, переменной, лояльной и т.д.), политических и общественных деятелей (степень влияния, доверие населения), экономических субъектов (страховых, консалтинговых, металлургических и др. компаний), регионов (инвестиционная привлекательность, коррупционность), рейтинги фондовых рынков и т.д. Основой рейтингов является сравнительная характеристика объектов оценки по определенному набору параметров (индикаторов).

Востребованность и интерес к рейтингам, внимание к ним со стороны СМИ, различных организаций, органов власти продиктована необходимостью субъектов общественных отношений, в их широком понимании, определять координаты друг по отношению к другу, и через сравнение объектов увидеть процессы, происходящие как в экономической, так и в социальной среде, выявить тенденции. Кроме того, рейтинг является важнейшим инструментом при принятии решений, прежде всего, как индикатор по снижению рисков. Начиная от выбора школы для поступления в первый класс, заканчивая покупкой акций.

Востребованность рейтингов продиктована и тем, что современное состояние информационной среды существенно искажено. Присутствуют эффекты «кривого зеркала» и «черного ящика», асимметрия информации, особенно там, где предоставление информации непосредственно связано с органами государственного учета и контроля. Однако отсюда и максимальная потребность узнать, а что же «на самом деле»: насколько предоставленная в балансе информация соответствует действительности, какова реальная прибыль, действительно ли рейтинг губернатора или мэра настолько высок и т.д.?

В определенной степени, проблема достоверности и полноты необходимой информации решается как раз через сравнительную характеристику рейтингов.

Однако рейтинги являются не только информационно-аналитическим продуктом, необходимым при принятии решений различной степени сложности, но они же являются важнейшим инструментом самоидентификации, самооценки бизнес-структур, предпринимателей, организаций, политиков, а также, что не менее важно, рейтинги становятся инструментами по созданию в нашей общественной, экономической и политической среде оценочных критериев, тех индикаторов, по которым затем определяется экономическая эффективность, влиятельность, успешность, востребованность и т.д. Например, что более важно: объемы прибыли или производительность труда, количество выпускников школы, поступивших в вузы или состояние их здоровья, занимаемая политиком должность или его поддержка населением?
Поэтому необходимо говорить о многогранности значения самого процесса составления рейтингов, как важнейшего индикатора состояния экономической или общественной среды.

Постепенно за последние пять лет на российском рынке складывается определенная система создания (составления) рейтингов, в России начинают работать и западные рейтинговые агентства, однако ситуация в Кировской области остается все более закрытой. При этом, некоторые рейтинги, составляемые на российском уровне, вызывают в регионе, как правило, неудовлетворенность или даже скандальный характер, например, рейтинги вузов и школ.

Наиболее популярными и востребованными в Кировской области остаются рейтинги СМИ, которые готовятся несколькими социологическими и рекламными компаниями. При этом сами составители рейтингов являются аффилированными со СМИ структурами, соответственно, показатели рейтингов значительно отличаются друг от друга, показывая преимущества именно «своих» СМИ. Попытки собственников СМИ создать свой пул заказчиков для составления регулярного и максимально реалистичного рейтинга не увенчались успехом, т.к. исполнение подобного заказа при высоких стандартах и требованиях к его достоверности является капиталоемким и инвестиционно непривлекательным для регионального рынка.

Из экономических рейтингов наиболее известными являются ежегодные «Лидеры бизнеса Кировской области», подготовленные федеральной службой государственной статистики по Кировской области и «ТОП-30» компании «АЖИО» и журнала «ТДТ». При достаточной близости критериев, которые использовали составители (реализация, прибыль, численность работников), оба рейтинга дают различную картину развития экономики области. При этом в том и другом случае используются данные статистики. В результате, «Ажио» заявляет, что показателем успешности и эффективной деятельности компаний является их капитализация и, сравнивая крупнейшие акционерные общества области, приходит к выводу, что они стоят на уровне небольшого продовольственного магазина. Госстатистика закладывает в основу своего рейтинга показатели эффективности (производства, управления, деловой активности, финансовую и рыночную устойчивость), в результате получает лидером 2003 года сеть аптек «Медитек» и преобладание в рейтинге предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства и розничной торговли.

С 2002 года на региональном рынке присутствует и ежеквартальный рейтинг «Наиболее влиятельные люди Кировской области», составляемый Агентством развития общественных связей «PR-технологии» ГК «ПроБизнесКонсалтинг» и распространяемый по закрытой подписке (подробнее: www.pbc.kirov.ru/holding/rating_analisys). Именно опыт составления рейтинга на протяжении трех лет, а также анализ предлагаемых в информационном поле региона рейтингов позволяет сделать определенные выводы и требования, которые обязаны представлять потребители рейтингов к их составителям:
1. Рейтинг – это исследование, в котором обязательно используется определенная методика, апробированная, подтвержденная лабораторным или экспертным путем.
2. Рейтинг не может опираться только на количественные показатели, например, на выручку на одного специалиста или соотношение активов, выручки, прибыли и собственного капитала. Более того, показатели (критерии) обязательно должны иметь свое соотношение друг по отношению к другу, т.е. вес, влияние в целом на позицию в рейтинге. Эти соотношения должны быть обоснованы.
3. Составление рейтинга и его методика подвергаться аудиторской проверке.
4. Обязательно должна присутствовать периодичность составления рейтингов, раскрываться методика его составления и информационные источники, а также возмездость или бесплатность предоставления объектами рейтингования своей информации.
5. Сам рейтинг должен являться рыночным продуктом (информационно-аналитический), в этом случае достоверность и доверие к рейтингу повышается.

Учитывая необходимость и важность рейтингов для анализа экономической, общественно-политической и социальной среды региона, прежде всего, как индикаторов состояния субъектов этих сфер, все более актуальным становится формирование своеобразного общественного заказа на составление рейтингов. В силу своего существенного влияния, особенно на общественное мнение и состояние информационной среды региона, рейтинги могут быть заказаны именно объединениями экономических субъектов, когда есть возможность формирования «пула заказчиков», тогда степень проработанности методики, достоверности и ценности значительно повышается. Такие рейтинги могут быть конкурентоспособны на межрегиональном и российском рынке, являться интеллектуальным продуктом региона.


Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение