Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Административный налоговый раж создает угрозу экономике

Интервью директора компании "Арсо-Аудит" М.А. Шевелёва, журнал "Товар-Деньги-Товар", № 6, июнь 2008г., с. 22-23

О том, что происходит с налоговой системой с точки зрения налоговых консультантов, мы беседуем с директором компании «Арсо-Аудит» ГК «ПроБизнесКонсалтинг», управляющим Вятским отделением Российской коллегии аудиторов Михаилом Анатольевичем Шевелевым.

– Михаил Анатольевич, неоднократно заявлялось, что налоговая реформа в России завершена, однако сейчас речь вновь идет об изменениях. Непрекращающееся реформирование?

– Создание новой налоговой системы, принципиально отличной от периода «дикого капитализма», действительно практически завершено. Введены первая и вторая части Налогового кодекса, осуществлено четкое разделение налогов по субъектам, определены виды налогов и т. д. Становление системы на фоне роста реального сектора экономики и профицита федерального бюджета за счет неналоговых поступлений позволяют сейчас смотреть на сложившуюся конструкцию совсем по-другому. Отсюда, например, инициативы по использованию налоговой политики в целях стимулирования отдельных отраслей экономики через снижение ставки НДС, ориентирование налогоплательщика на эффективное использование возможностей формирования налогооблагаемой базы для решения социальных вопросов.
Но есть важнейший элемент системы, который часто оказывается вне поля зрения правительственных структур, – это само администрирование налоговой системы. Что происходит? Налоговые органы бодро рапортуют о перевыполнении планов собираемости налогов и сразу же берут дополнительные «повышенные обязательства», они ставят себе в заслугу сокращение количества убыточных предприятий, повышение среднего уровня заработной платы. Подчеркивается, что главнейшей составляющей таких успехов является повышение технологичности работы и меры социальной поддержки и материального стимулирования сотрудников налоговых органов. Как это выглядит на практике, может рассказать любой налогоплательщик. Ради выполнения плана и жесткого следования принципу, что не может быть проверки без доначислений, штрафов и пени, налоговые органы требуют «убирать убытки», называются обязательные цифры доначислений, даже у небольших предприятий не принимается отчетность, составленная в бумажной форме. Оперируя экономическими показателями предприятия, руководителей вызывают на комиссии и требуют повышать зарплату до уровня мифической «среднеотраслевой», публикуются списки убыточных предприятий. Доходит до абсурда, когда сегодня вручается сертификат добросовестного налогоплательщика, а завтра назначается выездная проверка, которая проводится с «пристрастием». Это действительно весьма «технологичный» подход.
На этом «радужном» фоне имеем неумолимые цифры об увеличении количества споров с налоговыми органами в судах, более того, увеличение проигранных налоговыми органами дел до 75% от их общего количества! Суды перегружены налоговыми делами. Как результат, с 2009 года вступает в действие норма, по которой суды будут рассматривать налоговые споры только после рассмотрения жалобы налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе. Сразу же возникает множество процедурных проблем – сроки рассмотрения жалобы, сроки подачи, как реагировать банкам на выставленные инкассо и т. д. При этом практика показывает, что налоговые органы пока не готовы к массовому рассмотрению жалоб. Деятельность налоговых органов достойна уважения, но система настроена на несколько другие задачи, она оторвана от экономической политики, от самой сути экономического развития страны.

– Вы даете достаточно жесткие характеристики системы и существующих проблем. Откуда такая категоричность?

– Наши выводы опираются на многолетнюю практику защиты интересов налого-плательщиков, поэтому убежден, что качественные изменения содержания работы налоговых органов с налогоплательщиками назрели. Принимать решения только на основе выездных проверок непродуктивно, необходимо учитывать и репутацию бизнеса, его место на рынке, если хотите, его значение для экономики территории в целом, т. е. просчитывать последствия своих решений и действий. Например, актуальна проблема трансфертного ценообразования. В основе ее решения ответ на вопрос: «Для чего государство борется с трансфертным ценообразованием?» Практически все страны действительно пытаются выстроить систему так, чтобы в итоге финансовые ресурсы не уходили в другие государства, что в условиях глобализации достаточно сложно. Но когда борьба с трансфертным ценообразованием ведется в рамках одного города – это несколько странно. Сейчас разработан специальный законопроект, где понятие взаимозависимости выведено в отдельную главу, но по сути он не решает проблемы установления справедливой цены для налогообложения. Например, предприятие создало свой торговый дом. И это правильно, так как психология и основа деятельности производителя и продавца существенно отличаются. Для одного главное – произвести, для другого – продать. Естественно, между производителем и торговым домом заключается договор, обговариваются цена, условия, все это планируется, как правило, на год. Все налоги выплачиваются. Но наши налоговые органы говорят: «Все продают по 40 рублей, а вы за 20. Почему? Идите-ка сюда…» По-другому будет выглядеть эта же ситуация, если торговый дом выведен вообще в другой субъект Федерации. Конечно, местные власти напрямую заинтересованы в сохранении у себя налога на прибыль, поэтому и начинается давление на налогоплательщика. В итоге страна не обеднела, но созданы существенные препятствия для развития бизнеса, у которого в результате изымаются не только финансовые ресурсы, но и время, а самое главное – теряются энергия и желание работать. Может, есть смысл искать причины ухода торговых домов из регионов? В таком контексте оценка экономической политики местной власти по поступающему в бюджет налогу на прибыль выглядит вполне объективной и взвешенной.

– Думаю, что налогоплательщики тоже не ангелы, и минимизация налогообложения, поиск различных схем «оптимизации» является будничной практикой…

– В современных условиях правильнее говорить о налоговом планировании и снижении налоговых рисков, которые осуществляются в рамках и закона, и экономической деятельности налогоплательщика. Рассмотрим на примере того же транс-
фертного ценообразования. Например, управляющие компании могут создаваться и как элемент ухода от единого социального налога и снижения налоговой базы по налогу на прибыль, и как необходимый элемент повышения эффективности управления. Требуется изучать структуру, экономическое обоснование, что налоговые органы в принципе не делают, вынося свои решения. И здесь, конечно, очень важна независимость судебных органов. Обратите внимание, если 70-80% бюджета формируется за счет неналоговых поступлений, то, может, есть смысл создавать более благоприятные условия для развития реального сектора экономики? Подчеркиваю, сейчас наполняемость бюджета не настолько зависит от деятельности налоговых органов, как еще пять-семь лет назад.

– На мой взгляд, противостояние налоговых органов и налогоплательщиков является обычным явлением всех государств. Может, лучше выстраивать более качественную систему бухучета на предприятиях, строго следовать законодательным требованиям, и тогда не будет никаких проблем?

– В том и дело, что российская система бухучета как раз работает под налоговые органы, а не под экономические задачи предприятия. Вмешательство налоговиков в стандарты бухучета носит такой масштаб, что предприятия вынуждены содержать дополнительное количество бухгалтеров, которые занимаются только налогами, чтобы у проверяющих «все было хорошо». Бухгалтер в 70% случаев действует по рекомендации и совету налоговых органов и поступает в соответствии с их требованиями. Не надо забывать, что существуют два различных стандарта учета – налоговый и бухгалтер-ский. Наиболее современные предприятия ведут еще и оперативный учет, на основе которого принимаются управленческие решения. Еще более продвинутые стремятся к ведению учета по МСФО, который строится на тех же первичных учетных документах, но с другой интерпретацией фактов. Представляете, какими виртуозами сейчас должны быть бухгалтеры?
Поверьте, большинство собственников и менеджеров предприятий ориентированы на развитие бизнеса. Они хотят жить по правилам, потому что это гарантия сохранения бизнеса, но им необходима именно понятная, простая и прозрачная система: сколько и за что платить. Для них очень важно финансовое планирование, которое как раз без понятной системы налогового контроля осуществить сложно. Без кардинальных, смысловых изменений содержания работы налоговой системы она будет «съедать» экономику, а не наполнять бюджет. Не исключаю, что решение находится в переходе налоговых органов в разряд оказания государственных услуг, что может быть кардинальным прорывом. В нынешних же случаях важнейшим является сохранение и укрепление позиции независимости судов.
Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение