Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Что МНС для нас готовит?

Комментарии Дмитрия Кайсина, директора компании «АРСО – Аудит», Председателя Вятского отделения Российской коллегии аудиторов

Поезд идёт – мы догоняем…

С 2003 года вводится в действие Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02", утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н

Это еще один шаг приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Изменения в системе бухгалтерской отчетности осуществляются в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Для организаций, признаваемых налогоплательщиками (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений) «ПБУ 18/02» устанавливает правила формирования и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль.

Кроме этого данное «Положение по бухгалтерскому учёту» определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), и налоговой базы для определения налога на прибыль за отчетный период. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.

Дополнительно стоит отметить, что детальное соблюдение норм нового ПБУ (формирование отложенного налогового актива и пассива, а так же аналитический учёт временных и постоянных разниц) представляет собой практически полную систему налогового учёта по налогу на прибыль.

Новый нормативный источник ведения бухгалтерского учёта обязывает предприятие в полной мере раскрывать разницу между налоговой и бухгалтерской себестоимостью, а так же налоговой и бухгалтерской прибылью (в том числе по основаниям возникновения указанных разниц).

«Лучше быть здоровым и богатым»

С 01.01.2003 вступил в силу Федеральный Закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Новый документ предусматривает, что граждане, работающие в организациях и у индивидуальных предпринимателей (упрощенная система налогообложения либо работа по единому налогу на вмененный доход или единому сельскохозяйственному налогу) получают пособие по временной нетрудоспособности в части сумм, превышающих один минимальный размер оплаты труда за полный календарный месяц , из средств работодателя. А в пределах одного минимального размера оплаты труда – за счет средств Фонда социального страхования РФ. Исключение составляют пособия по временной нетрудоспособности, возникшей в связи с несчастным случаем на производстве, или профессиональным заболеванием – они в полном объем уплачиваются за счет средств ФСС..

Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата указанным работникам осуществляются в общем порядке. Выплата иных пособий по обязательному социальному страхованию также производится в общеустановленном порядке за счет средств Фонда социального страхования.

Кроме того, указанным работодателям предоставлено право добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования (Кстати, некоторым предприятиям это может быть выгодно, если общий объём пособий превышает нормативы взносов в Фонд социального страхования).

Адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, а также родовым, семейным общинам малочисленных народов Севера предоставлено право добровольно вступить в отношения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов. Указанные лица приобретают право на получение соответствующих пособий при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования в течение шести месяцев.

Порядок обращения указанных работодателей в региональные отделения ФСС РФ по вопросу выделения необходимых средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию разъяснен Письмом ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-195. Этим письмом также разъяснено иные вопросы выплаты пособий по обязательному социальному страхованию гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.

Желание платить налоги – это больше, чем желани

Обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления им в банк поручения по уплате соответствующего налога, только если налогоплательщик действовал добросовестно. В октябре – ноябре 2002 года приняты ряд Постановлений Президиума ВАС РФ (от 22.10.2002 N 2045/01, от 29.10.2002 N 4621/01, от 05.11.2002 N 6294/01, от 22.10.2002 N 9448/01, от 22.10.2002 N 10515/01), касающиеся вопроса исполнения обязанности по уплате налогов платежами, списанными с расчетного счета налогоплательщика, но не поступившими в бюджет по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка.

Данные судебные акты в очередной раз подтверждаю позицию Высшего арбитражного Суда РФ по поводу ситуаций, когда налогоплательщик осуществил платеж, но данный платеж не поступил в бюджет по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка. В соответствии с указанными судебными актами положения статьи 45 НК РФ о том, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления им в банк поручения по уплате соответствующего налога, действует только в отношении добросовестного налогоплательщика. Указанная позиция была озвучена еще в 2001 году определением Конституционного суда от 25.07.01 N 138-О и постановлением Президиума ВАС от 18.12.01. В то же время в этих актах не раскрывается понятие недобросовестности налогоплательщика. Указывается лишь, что недобросовестность налогоплательщика должна доказываться налоговым органом в порядке, установленном НК РФ.

Из судебной практики следует, что под недобросовестностью в данном случае понимается совершение налогоплательщиком таких действий по исполнению своей обязанности, когда он заранее знает или предполагает, что реально его обязанность по уплате налога исполнена не будет. То есть не будет поступления денежных средств в бюджет. Например, недобросовестностью может быть формальное списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на расчетом счете налогоплательщика - юридического лица. Таким образом, так как в законе не прописаны критерии недобросовестности налогоплательщика, эти критерии разрабатываются судебной практикой.

Только в Кировской области было рассмотрено несколько десятков споров, связанных с уплатой налогов через «проблемные» банки (в большей части московские). Результаты рассмотрения споров разные, как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа. Стоит учитывать, что реальными «козырями» налогоплательщика в указанных ситуациях являются следующие обстоятельства:
  • налоговый орган предпринимал действия по взысканию с банка сумм, не перечисленных в бюджет, в том числе был признан кредитором банка в процедурах банкротства;
  • суммы налогов не были перечислены платёжными поручениями, но были списаны с расчётного счёта инкассовым поручениями, выставленными налоговым органом;
  • зачисление средств на расчётный счёт в банке, с которого были уплачены налоги, основывается на реальной сделке (например, продукция фактически поставлена контрагенту от которого пришёл платёж).
Не нужно забывать и то, что, если налоговый орган обвиняет налогоплательщика в недобросовестности, то в большинстве случаев он фактически должен доказать сговор налогоплательщика с собственными контрагентами. Налоговый орган зачастую же не берёт на себя забот по доказательству такой недобросовестности.
Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение