Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Элита формируется в конфликте

«Параграф» 2003 год Авторы: Андрей Зорин, Александр Косолапов, Агентство развития общественных связей «PR-технологии», (Группа компаний «ПроБизнесКонсалтинг», г. Киров)

До последнего времени в общественно-политической жизни Кировской области практически отсутствовал опыт определения персональной влиятельности в политике и бизнесе. При этом подобные исследования регулярно осуществлялись различными столичными Фондами и Центрами, особенно накануне предвыборных кампаний, и использовались в предвыборных целях.

Восполняя существующий пробел, информационно-аналитический отдел Агентства развития общественных связей «PR-технологии» в 2002 г. начал свой исследовательский проект «Наиболее влиятельные люди Кировской области в политике и бизнесе. Перспективные общественно-политические деятели региона». Миссия проекта заключалась в кристаллизации, объективном отражении процессов, происходящих в общественно-политической и экономической среде региона через выявление наиболее влиятельных людей Кировской области в политике и бизнесе, их оценку по параметрам влиятельности и отслеживание динамики изменений состава и места этих людей в рейтингах. Одновременно происходило определение наиболее перспективных общественно-политических деятелей региона и их оценка по параметрам перспективности.

Ежеквартальные отчеты по проекту предназначались только руководителям предприятий и организаций региона, которые оформляли на них подписку. Органы государственной и муниципальной власти и управления, средства массовой информации исключались из рассылки. Такая «дискриминация» позволила сохранить неангажированность исследований и конфиденциальность работы экспертов, задействованных в проекте.

Сейчас, подводя итоги 2002г., можно уверенно сказать, что исследования влиятельности имеют не только познавательное значение, но и вполне практическое применение: регулярный мониторинг позволяет подписчикам отследить изменения, происходящие в политической и экономической сферах региона, а также выявить тенденции и их динамику (вплоть до намечающихся переделов «сфер влияния» или формирования «групп влияния»). Более того, Агентство получило благодарности от некоторых подписчиков за то, что рейтинги влиятельности помогли им приобрести новых клиентов и стратегических партнеров по бизнесу, являясь весомым аргументом при переговорах.

Часто поводом для критики результатов подобных исследований служит недовольство тех или иных персон своим местом в рейтингах, а также недоверие к организациям, которые их составляют. Можно достаточно уверенно сказать, что в случае, когда рейтинги не предназначены для публикации в СМИ, доверие к ним значительно выше, как и тогда, когда исследования приобретают систематический характер и составляются максимально корректно. Более того, являясь не только исследовательским, но и коммерческим информационным продуктом, распространяемым по закрытой подписке, проект востребован только тогда, когда он действительно является качественными.

Методика исследования.

В основе исследования - экспертная оценка методом анкетного опроса 25 экспертов. Оценка влиятельности и перспективности определялась по 10-бальной шкале с учетом весовых коэффициентов и по целому ряду параметров. Например, параметры влиятельности в политике: признание заслуг жителями региона, оказание влияния на СМИ, поддержка предпринимателями и хозяйственными руководителями региона и т.д.

Эксперты отбирались из профессиональной среды, непосредственно связанной с анализом политической и социально-экономической ситуации региона (СМИ, депутаты представительных органов власти, практикующие социологи и политологи, представители государственных органов, бизнес-структур и т.д.). Компетентность экспертов оценивалась методом взаимооценок и взаимных рекомендаций.

Статус эксперта Количество опрошенных, чел. Количество опрошенных, %
Государственные и муниципальные служащие 4 16
Представители финансовых и промышленных структур 6 24
Депутаты и представители политических партий 4 16
Представители СМИ 6 24
Практикующие социологи, политологи 5 20
Всего 25 100

Структура отчета по каждому кварталу включает рейтинги 20 наиболее влиятельных людей региона в бизнесе и политике с указанием произошедших изменений по сравнению с предыдущим кварталом. Методика исследования и состав экспертов корректировался на протяжении всего 2002 года с учетом пожеланий подписчиков, а также через обсуждения с профессиональными политологами и социологами.

Можно говорить об устоявшейся «первой десятке» рейтинга, где смена мест происходила на 1-3 позиции, в зависимости от конкретных действий или событий, связанных с этими людьми. В «десятку» входят: Губернатор – Председатель правительства Кировской области В.Н. Сергеенков, председатель Законодательного собрания Кировской области А.Н. Стрельников, глава администрации г. Кирова В.А. Киселев, главный федеральный инспектор по Кировской области В.Н. Пугач, два депутата Государственной Думы (Шаклеин Н.И., Климов В.В.), президент Вятской торгово-промышленной палаты Н.М. Липатников и т.д. Категорично заявлять, что нахождение в «десятке» связано только с занимаемыми должностями – опрометчиво. «Источник» влиятельности имеет более сложную структуру. И, как показывают исследования, прямой зависимости между должностью и соответствующим местом в рейтинге не существует, значимым остаются и личностные качества. Кроме того, влиятельность проверяется через активное участие в решении ключевых проблем региона, часто вызывающих конфликты или противостояние с другими влиятельными персонами или структурами. Важным остается и публичная демонстрация своей влиятельности или, как минимум, «открытость» для СМИ. Параметры влиятельности достаточно динамичны. Например, длительное время шло снижение параметра «поддержка со стороны федерального центра» у Губернатора области В.Н. Сергеенкова, однако по итогам 4 квартала этот параметр вновь вырос, обеспечив самый высокий показатель.

По результатам 2002г. первое место в рейтинге принадлежит Губернатору – Председателю Правительства Кировской области Сергеенкову Владимиру Ниловичу. Однако, проявилась любопытная тенденция – в рейтинге за 4-й квартал присутствует 5 (!) Заместителей Председателя Правительства Кировской области, тогда как на первом этапе был только сам Председатель. Факт может иметь два значения - это показатель «расшатывания» единства Правительства, либо члены Правительства начали ориентироваться на предстоящие (в том числе губернаторские) выборы. С другой стороны, уместен печальный вывод о чрезмерном администрировании политической сферы региона и отсутствии обозначенной границы деятельности политиков и чиновников.

Из квартала в квартал в течение 2002г. поднимался рейтинг Председателя Законодательного Собрания Кировской области Александра Николаевича Стрельникова, что явилось объективным отражением изменения роли Собрания в политической системе региона.

Влиятельными в политике региона остаются представители ТЭКа (А.М. Подлевских, генеральный директор ООО «Кироврегионгаз» , В.А. Лебедев, генеральный директор ОАО «Кировэнерго»), в то же время политическое значение машиностроительного комплекса (в свое время область являлась «вотчиной» предприятий ВПК) снизилось. Исключение составил только Г. А. Мамаев, генеральный директор ОАО «Электромашиностроительный завод имени Лепсе», который, после некоторого отсутствия в списках, «вернулся» в рейтинг, благодаря именно политической деятельности как депутата Законодательного Собрания области и сыграв существенную роль в процессе принятия бюджета на 2003г. и принятии Закона Кировской области о промышленной политике.

Наиболее влиятельные люди Кировской области в бизнесе

С начала года наблюдался постоянный и неуклонный рост позиций руководителей двух предприятий топливно-энергетического комплекса: Анатолия Михайловича Подлевских, генерального директора ООО «Кироврегионгаз» (11 место в первом квартале) и Владимира Альбертовича Лебедева, генерального директора ОАО «Кировэнерго» (16 место в первом квартале), что привело их соответственно на первое и второе места в рейтинге к концу года. Это рисует картину зависимости региональной экономики и бизнес-среды от ТЭКа и, соответственно, политики РАО «ЕЭС России» и «Межрегионгаза» («Газпрома»), что подтверждается анализом процессов, происходящих в экономической жизни региона. С другой стороны, не смотря на преобладающее присутствие в регионе ОАО «Лукойл», руководители местного филиала не оцениваются экспертами как влиятельные персоны. Это еще раз подтверждает, что нет прямой зависимости между масштабом и значимостью предприятия и местом его руководителя в рейтинге. Личностные качества, а также деятельное участие в решении проблем региона не менее значимы для попадания и определения места в рейтинге. Любопытным является и факт «ухода» из рейтингов руководителей организаций, потерявших юридическую самостоятельность. Например, после преобразования «Кировэлектросвязи» в филиал «ВолгаТелеком» его руководитель передвинулся за пределы влиятельной «двадцатки». Сказывается и «сезонный» характер, например, третий квартал, – это подъем влияния агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, четвертый квартал – рост ТЭК и т.д. Замечено постоянное снижение влиятельности в бизнесе политиков «чистой воды», таких как Главный федеральный инспектор по Кировской области Валентин Николаевич Пугач, депутат Государственной Думы Николай Иванович Шаклеин и др. И обратный процесс: прочные позиции в рейтинге «двадцати влиятельных» имеют хозяйственные руководители - депутаты Законодательного Собрания. Кроме того, необходимо отметить, что четко сформированной первой десятки рейтинга наиболее влиятельных людей в бизнесе нет. Это еще раз показывает, что в регионе существует достаточно большое число людей, способных своими действиями или решениями повлиять на экономику и бизнес-среду Кировской области.

Наиболее перспективные общественно-политические деятели Кировской области

Одновременно с выявление влиятельных людей в политике и бизнесе происходило формирование рейтинга и оценка перспективных общественно-политических деятелей региона. Это позволило, во-первых, определить, кто в регионе является «подающим надежды» в общественно-политической деятельности и из каких сфер происходит основной рекрутинг (оказалось, что преимущественно из административно-политической и СМИ). Во-вторых, оценить потенциал и, косвенно, благодаря динамике оценок, определить степень «роста» каждого из них. В третьих, интересным показалось «отследить» процесс проявления перспективного человека и момент его перехода из состояния «перспективности» в состояние «влиятельности».

На протяжении трех кварталов общая ситуация в рейтинге «перспективных» практически не менялась. Однако, многие сумели изменить свой социальный статус, подтверждая не случайность своего присутствия в рейтинге. Но на 4-м этапе произошло перемещение 2-х людей, указанных ранее в качестве перспективных, в рейтинг наиболее влиятельных людей Кировской области в бизнесе – Заместителя Председателя Правительства Кировской области Вячеслава Юрьевича Торсунова (13 место) и Генерального директора телекомпании «СТС - 9 канал» Павла Николаевича Сырцева (20 место).

В 2003 году Агентство развития общественных связей «PR-технологии» планирует продолжение проекта «Влиятельные люди», но в несколько другом формате: будут использованы дополнительные критерии, учтены замечания по составу экспертов и по технологии проведения опросов

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение