Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



«Прогнозы развития налоговой системы В 2005 году. Государственные налоговые инициативы»

М.А.Шевелев - доклад на конференции «Стратегии развития региональных компаний в 2005 году»

Свое выступление начну с приятных новостей. С 1 января 2005 года снижается основная ставка единого социального налога с 35,6 до 26%. Правда при этом не обошлось, как говорится без «ложки дегтя в бочке меда». Одновременно со снижением основной ставки законодателем был увеличен порог регрессивной шкалы со 100 тысяч до 280 тысяч рублей.

Тем не менее, снижение единого социального налога принесет предприятиям реальные дополнительные ресурсы в размере около 10% от существующего фонда оплаты труда, что составляет для среднего и крупного бизнеса миллионы рублей экономии каждый месяц.

КУДА НАПРАВИТЬ СЪЭКОНОМЛЕННЫЕ СРЕДСТВА??? – Этот вопрос рано или поздно возникнет у любого лица, так или иначе связанного с финансами предприятий. Их можно вывести из оборота, направить на потребление или в инвестиции.

Но, необходимо отметить, Простое повышение фонда оплаты труда – недопустимо.

Максимальное увеличение средней заработной платы в рамках достигаемой экономии может составить максимум 7%. Повышение заработной платы всем сотрудникам предприятия на 7% будет воспринято как должное. Просто потому, что - всегда повышают!

В условиях существенного возрастания конкуренции на рынке трудовых ресурсов появление дополнительных средств может стать источником для масштабных инвестиций именно в человеческий капитал. Например, на повышение уровня образования сотрудников, создание программ по улучшению жилищных условий, формирование различных социальных пакетов и т.д.

То есть предлагается направить средства на создание конкурентного преимущества через удержание и привлечение квалифицированных кадров.

ВТОРЫМ по важности изменением можно назвать целый ряд изменений внесенных в налоговое законодательство, касающихся формирования рынка доступного жилья.

Это в первую очередь – отмена от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации жилых домов и помещений, а также земельных участков и долей в них, в соответствии с федеральным законом № 109-ФЗ от 20 августа 2004 года.

Также федеральным законом № 105-ФЗ от 20 августа 2004 года предоставлен ряд значительных льгот по налогу на прибыль ипотечным агентам.

К ЧЕМУ ПРИВЕДУТ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ среднему и крупному бизнесу???

Во-первых, указанные нововведения несомненно приведут к снижению ставок за пользование привлеченными на приобретение жилья денежными средствами. Это на наш взгляд является дополнительным стимулом для реализации жилищных программ на предприятиях с целью удержания лучших работников на длительный срок. Кстати говоря, подобные мероприятия с успехом уже применяются в ряде кировских предприятий.

Во-вторых, прогнозируется существенное увеличение спроса на новое жилье. В этом отношении такие факторы, как отсутствие генерального плана застройки города Кирова и проблема нехватки трудовых ресурсов существующая на строительном рынке могут оказать дестабилизирующее влияние на рынок нового жилья, что может привести к значительному росту цен. В этом плане выход строительных подразделений крупных предприятий на рынок жилищного строительства является достаточно эффективным способом диверсификации существующих активов и повышения эффективности работы предприятия в целом.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫМИ являются инициативы правительства, направленные на формирование более стабильной системы налоговых определений. Так Минфин РФ предложил внести в 2005 году поправки в Налоговый кодекс, согласно которым будет значительно расширен список лиц, признаваемых взаимозависимыми в целях исчисления налогов и сборов.

Минфин РФ предлагает включить в этот список в дополнение к материнским и дочерним компаниям - «сестринские» компании, организации, участвующие в товариществах, а также компании учрежденные или управляющиеся одними и теми же людьми. Кроме того, в этот перечень хотят включить компании, совершающие сделки с фирмами-однодневками.

Таким образом, представляется целесообразным в стратегической перспективе проанализировать, как указанные изменения могут повлиять на взаимоотношения Ваших предприятий с различными аффилированными структурами.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ с 1 января 2004 года не будет являться источником для наполнения местных бюджетов. В соответствии с принятым 29 июля федеральным законом № 95-ФЗ вся сумма налога на прибыль в размере 24% будет делиться между федеральным бюджетом в размере 6,5% и областным бюджетом в размере 17,5.

Таким образом, начиная с 2005 года может так или иначе возникнуть конфликт интересов между бюджетами. В то время, как области более выгодно получение предприятиями облагаемой прибыли, местному самоуправлению гораздо интереснее стимулировать предприятия на увеличение доходов работников, так как – это влияет на увеличение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, и как следствие на увеличение сборов в местные бюджеты. Этот аспект необходимо учитывать в первую очередь предприятиям, так или иначе рассчитывающим на получение каких-либо инвестиций от государства (например, в форме налоговых льгот).

ЧТО ЕЩЕ ГОТОВИТ НАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬ В 2005 ГОДУ???

На 25 ноября 2004 года назначено рассмотрение в Государственной думе законопроекта № 51763-4, принятие которого будет означать введение с 1 января 2005 года местного налога на недвижимость. Это означает, что уже начиная с 2005 года организации и физические лица, имеющие в собственности жилые помещения и земельные участки под ними (в том числе, выделенные под строительство) будут вынуждены уплачивать в местный бюджет до 1% от рыночной стоимости недвижимости.

В соответствии с федеральным законом от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ ставка налога на доходы от участия в уставных капиталах обществ в виде дивидендов повысится с 6 до 9%.

В 2005 году правительством страны планируется объявить о завершении налоговой реформы. Последним серьезным изменением должно стать снижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% с одновременной ликвидацией льготной ставки налога в размере 10%.

В течении года вся экономическая общественность жила слухами о возможном введении с 2005 года уплаты единого социального налога для субъектов малого предпринимательства, переведенных на упрощенную систему налогообложения.

На сегодняшний день никаких изменений по поводу уплаты ЕСН упрощенцами не принято и в перечень законопроектов, подготовленных Государственной думой для рассмотрения в ноябре-декабре 2004 года, подобные инициативы не включены.

Поэтому с достаточно большой степенью вероятности можно предположить, что в 2005 году порядок налогообложения организаций, переведенных на упрощенную систему, останется прежним. Вместе с тем, учитывая наличие теоретической возможности подобных изменений с окончательными выводами по данному вопросу предлагаю подождать до 30 ноября 2004 года, так как это конечный срок для возможности введения каких либо изменений в порядок исчисления налогов в 2005 году.

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение