Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Проблемы малого и среднего предпринимательства и пути их преодоления

Выступление генерального директора ГК «ПроБизнесКонсалтинг» Т.А. Мамедова на депутатских слушаниях 30 мая 2006 года

1. Введение

Уважаемые дамы и господа

Насколько возможно в рамках предоставленного времени,
я постараюсь остановиться на проблемах практического характера,
на основе наших наблюдений и наблюдений наших коллег, постараюсь предложить ряд конкретных мер, которые, могли бы способствовать устранению барьеров на пути развития предпринимательства на территории нашего региона.

1.2. Понятие.

Легальная формулировка понятия субъектов малого предпринимательства уже устарело.

Установлены два критерия отнесения субъектов к малому бизнесу: 1) среднесписочная численность работников, 2) доля участия в уставном капитале иных юридических лиц.

Данных критериев недостаточно для адекватного отнесения того или иного хозяйствующего субъекта к малому бизнесу.

Есть примеры, когда компания с выручкой $2 млрд. и, акции которой продаются на Лондонской фондовой бирже относятся к субъектам малого бизнеса.

Хотя особых условий налогообложения статус субъекта малого предпринимательства не дает, однако данный статус влияет на применение к хозяйствующему субъекту многих иных норм законодательства.
· возможность подачи бухгалтерской и статистической отчетности в упрощенной форме,
· особые гарантии при проведении государственного контроля;
· специальные нормы в области трудового законодательства, позволяющие заключать с гражданами срочные трудовые договоры без каких-либо дополнительных оснований;
· особый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Дополнительные критерии отнесения к малому предпринимательству применяются и в зарубежных странах: например, такие критерии как величина капитала и объем продаж используются в Великобритании, Италии, Японии.

1.2. Состояние дел и проблемы малого бизнеса

В 2005 году было проведено крупномасштабное исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ», в результате которого мы имеем возможность сравнить развитие малого бизнеса в Кировской области с другими регионами через мнение самих предпринимателей. Кировский этап данного исследования проводился нашей компанией.

В раздаточных материалах имеется подробная информация о результатах исследования. Поэтому я ограничусь лишь некоторыми важными заключениями исследователей.

Общее состояние своего бизнеса предприниматели в основном оценивают положительно. Однако, хорошая оценка финансового состояния бизнеса психологически связана, прежде всего, с самим фактом существования предприятия. То есть, раз предприятие существует, имеет оборотные средства, приносит так или иначе прибыль, предприниматель считает, что, в общем, и целом, все в порядке.

Общей проблемой регионов является осложнение ситуации с приобретением недвижимости, деятельностью недобросовестных представителей региональных и местных администраций.

По показателю доступности к бизнес-недвижимости Кировская область занимает 57 место.

По показателю состояния конкурентной среды Кировская область занимает 65 место. В регионе довольно остро стоит проблема доступа на рынки.

Вместе с тем, поддержка малого предпринимательства властями, в Кировской области оценена выше среднего типичного региона – 24 место, а по уровню безопасности ведения бизнеса область заняла последнее 80 место.

В итоговом рейтинге регионов с точки зрения условий развития малого предпринимательства Кировская область занимает 48 место из 80.

Критически оценивая деятельность «власти» как таковой, предприниматели адресуют местным и региональным властям те претензии, которые на самом деле находится в компетенции федеральных министерств, агентств и служб, их территориальных органов.

Исходя из анализа ситуации, и на основании наших исследований и наблюдений в различные периоды, мы можем сказать, что региональное законодательство в области регулирования предпринимательской деятельности в целом соответствует федеральному законодательству.

2. Основная часть

2.1. Общие методологические проблемы малого и среднего бизнеса

2.1.1. Проектный принцип государственного управления.


В государственном управлении традиционно доминирует отраслевой или профессиональный принцип. Портфели и полномочия формируются на основе отраслей промышленности, сфер жизнедеятельности и профессиональных функций.

Масштаб рассматриваемой темы таков, что необходимо введение проектного принципа государственного управления развитием малого и среднего бизнеса. Это принципиально новая система координат в принятии решений и распределении полномочий.

Ниже описаны основные аспекты такой формы управления. Для экономии времени я их пропущу и передам свои предложения в рабочую группу.

Основные признаки проектного управления развитием малого бизнеса состоят в следующем:
· орган государственного управления развитием малого бизнеса имеет статус и уровень департамента, его руководитель должен иметь статус заместителя губернатора;
· департамент развития малого бизнеса имеет необходимую инфраструктуру и ресурсную базу;
· действия департамента основываются на нормативном признании приоритетности задач по развитию малого и среднего бизнеса на уровне законодательного и нормативного регулирования в нашем регионе;
· при департаменте создаются рабочие группы и комитеты, в которые по отраслевому принципу включаются представители из других органов государственной власти и управления, при этом уровень чиновников должен быть достаточным для эффективности принимаемых решений и исполнения принятых нормативных актов.
· Это далеко не все, но важнейшие аспекты проектного управления развитием малого бизнеса.

2.1.2. Оперативность принятия решений.

Временные факторы принятия решений в бизнесе зачастую являются определяющими для успешности любых проектов. Многоступенчатая система принятия решений, а так же сроки реагирования государственных чиновников на любые обращения – 30 дней, тормозят бизнес процессы, порождают эмоциональное подавление со снижением общего уровня деловой активности.

Необходима оптимизация принятия решений органами государственной власти, и ускорение реагирования чиновников на обращения предпринимателей. Процедуры по оптимизации также описаны.

Такая оптимизация достигается процедурами, которые мы можем предложить:
· законодательное и нормативное снижение сроков принятия решений, выдачи разрешений, справок и информации;
· установление оптимального режима работы государственных органов, обеспечение максимальной доступности ответственных государственных чиновников, ускорение процедур приёмки и обработки входящих документов;
· оптимизация документооборота в органах государственной власти;
· сокращение количества отказов в выдаче справок, разрешений и принятии решений по формальным основаниям, налаживание оперативной связи между предпринимателями и государственными чиновниками;

2.1.3. Объединение промышленной политики Кировской области и муниципальных образований по развитию малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от качества государственного управления на двух уровнях (федеральном и областном), а так же на муниципальном уровне.

До настоящего времени не производилось серьёзных попыток сформировать единую политику в отношении малого и среднего бизнеса на уровне области и муниципалитетов.

Отсутствие такой согласованной политики порождает дисбаланс в подходах к взаимоотношениям малого бизнеса и власти (самоуправления) на разных уровнях. Параметры согласованной политики приводятся ниже.

Считаем необходимым достичь договорённости между областными и муниципальными властями в следующих направлениях:
· единые стандарты доступа представителей малого и среднего бизнеса к использованию областного и муниципального имущества (недвижимость, земельные участки, приватизация областных и муниципальных предприятий);
· единые процедуры принятия решений органами государственной власти и государственными чиновниками (по срокам принятия решений);
· согласованная и сбалансированная налоговая и бюджетная политика в отношении субъектов малого и среднего бизнеса;
· единая политика в области продвижения товаров, работ, услуг малого и среднего бизнеса за пределы Кировской области.

2.2. Отрасли с наиболее явными проблемами

2.2.1. Недвижимость для малого бизнеса.

Муниципальные площадки – наиболее доступные для малого бизнеса помещения. Общеизвестно, что в срок до 01 января 2009 года муниципальное имущество не предназначенное:
· для решения вопросов местного значения,
· для осуществления отдельных государственных полномочий,
· для обеспечения деятельности муниципальных органов,
подлежит приватизации. Причем продажа публичного имущества должна проводиться на аукционе или на конкурсе.

В такой ситуации наибольшее преимущество по сравнению с представителями малого бизнеса будут иметь крупные компании, которые, вероятнее всего, пойдут по пути повышения арендных ставок.

Необходимо законодательно закрепить приоритетный режим приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства.

Содержательно названные изменения должны предполагать предоставление субъектам малого бизнеса права преимущественного выкупа арендуемых муниципальных помещений – по заявке без проведения торгов, с условием рассрочки платежа на срок до нескольких лет.

В случае если в установленный срок от арендатора не поступит заявки о выкупе объекта, он может быть реализован с публичных торгов.

2.2.2. Стабилизация системы государственного контроля (надзора):
· централизация контрольных и надзорных полномочий – сокращение количества проверяющих органов. Например, передача контролирующих (проверяющих) функций МВД в сфере потребительского рынка Роспотребнадзору.
· внесение изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ, касающихся закрепления детального механизма оспаривания результатов проверок, в т.ч. и при нарушении процедуры их проведения.

2.2.3. Создание системы государственного регулирования тарифов на присоединение к инфраструктурным сетям.

В настоящее время сетевые компании зачастую произвольно устанавливают плату за технологическое подключение к сетевому оборудованию – в частности, в рамках имеющейся мощности (за 1 киловатт энергии). Что, естественно, увеличивает нагрузку на малый бизнес при вводе в эксплуатацию новых объектов.

Кроме того, требуется внесение изменений в правовое акты, регулирующие процедуру согласования присоединения к инфраструктурным сетям – упрощение такой процедуры.

2.2.4. Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Порядок внесения и исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды… регулируется Постановлением Правительства РФ № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Постановление № 632).

Постановление значительно устарело: вступает в противоречие с другими нормативно-правовыми актами и не регулирует многие существенные вопросы взимания указанных платежей.

Нормативное устаревание данного акта и наличие в нем коллизий с законодательством РФ иллюстрирует хотя бы тот факт, что двумя высшими судебными инстанциями РФ (Верховным судом РФ и Конституционным судом РФ) были сформированы две противоположные позиции по поводу законности и действительности Постановления №632.
· Верховный суд Решением от 28.03.2002 № ГКПИ2002-178 признал Постановление №632 недействительным, а плату – незаконной (так является по своей сути налогом, а налоги могут устанавливаться только федеральным законодательством);
· Конституционный суд РФ Определением от 10.12.2002 №284-О установил, что Постановления №632 соответствует Конституции РФ и подлежит применению (поскольку оно принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера).

В частности, можно выделить такие проблемы, возникающие в сфере взимания экологических платежей по Постановлению №632:
· не установлен порядок определения величины загрязнения окружающей среды, которая используется для расчета платы за загрязнения окружающей среды.
· не установлен четкий порядок расчета лимитов отходов. При отсутствии утвержденных лимитов, плата за загрязнение окружающей среды уплачивается в 5-кратном размере.
· Не установлена форма расчета платы.
· Не установлен порядок учета плательщиков и администрирования платы.

В результате огромное количество хозяйствующих субъектов не осуществляют данные платежи, так как, либо не знают о такой их обязанности, либо считают их незаконными. Платят, как правило, только те субъекты, которые были проверены органами экологического надзора.

На практике лимиты рассчитываются научными учреждениями на договорной основе, формы расчетов также необходимо приобретать за плату. В результате затраты на расчет величины платежей оказываются выше самих платежей на несколько порядков.

Необходимо принять Федеральный закон, который бы урегулировал все вопросы, касающиеся платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

В данном законе целесообразно установить:
· характер платежей (налоговый или неналоговый) плательщиков платы;
· порядок администрирования платы, в том числе учет плательщиков, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы;
· порядок начисления и внесения платы (в том числе распределение по бюджетам, цели на которые она используется в случае если часть будет направляться во внебюджетные фонды);
· отчетный период взимания платы и сроки ее внесения в бюджет;
· механизм зачета и возврата излишне уплаченных платежей;
· пени и санкции,
· льготы и по данным платежам субъектам малого предпринимательства (например, упрощенный порядок расчета платы)

2.2.5. Применение налогового кодекса в части взыскания налоговых санкций.

С 01.01.2006 года действует порядок, согласно которому налоговая санкция взыскивается на основании решения руководителя налогового органа, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей, на организацию - пятьдесят тысяч рублей.

Новый внесудебный порядок не учитывает, что по отдельным налогам - налоговый период составляет квартал и месяц.

В результате, взыскиваемые штрафы, могут составить до 180 000 рублей для индивидуального предпринимателя и 1 800 000 рублей – для организации.

Такая ситуация существенно снижает возможность предпринимателя защитить свои права (например, ранее, когда штрафы взыскивались только по решению суда, суд во многих случаях значительно снижал сумму санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств; налоговые же органы, по своей природе, никогда не применяли и не будут применять установленную законодательством возможность снижения санкций).

В статье 114 НК РФ необходимо установить, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

2.2.6. Ввоз имущества на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал.

При ввозе оборудования в качестве дополнительного вклада в уставный капитал – при его увеличении, для освобождения от таможенных пошлин и подтверждения льготы по уплате НДС, своими подзаконными актами таможенный орган требует представления зарегистрированных изменений в устав импортера, закрепляющих сведения об увеличенном размере уставного капитала и оборудовании, переданном в его оплату.

А в соответствии с корпоративным законодательством, документы для государственной регистрации изменений в учредительные документы должны быть предоставлены в налоговый орган только после передачи имущественного вклада (оборудования) – после его ввоза и выпуска в свободное обращение.

Такая ситуация создает неопределенность в возможности реализации импортерами прав на применении таможенных льгот.

На практике случается, что таможенный орган при принятии решения о предоставлении льгот, руководствуется как подзаконными актами таможни, так и названными положениями корпоративного законодательства РФ. В итоге, требуя зарегистрированных изменений в устав в части размера уставного капитала, таможенный орган отказывает на этом основании в предоставлении льгот, ссылаясь на нормы корпоративного законодательства.

На основании выше приведенных проблем и коллизий мы пришли к выводу, что необходимы следующие шаги для устранения барьеров на пути развития предпринимательства.

3. Заключение и рекомендации

В данном разделе нашими экспертами предложены порядка 15 конкретных предложений, которые в свою очередь вошли в проект рекомендаций настоящих депутатских слушаний.

3.1. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о принятии в кратчайшие сроки Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» и установить новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. В частности, целесообразно рассмотреть вопрос о дополнении понятия малого предпринимательства такими критерии как выручка и активы.

3.2. Комитету по экономическому развитию, предпринимательству и торговле выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации с просьбой установить в соответствующих нормативно-правовых актах строгую периодичность проведения проверок субъектов малого предпринимательства всеми государственными контролирующими и надзорными органами, а также организациями, осуществляющими защиту прав потребителей, с предварительным уведомлением о предстоящих проверках;

3.3. Законодательно обеспечить единые стандарты и единые процедуры государственной политики и политики муниципальных образований по доступу субъектов малого и среднего бизнеса к использованию областного и муниципального имущества (недвижимость, земельные участки, приватизация областных и муниципальных предприятий), налоговой и бюджетной политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса;

3.4. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о принятии в кратчайшие сроки федерального закона «О саморегулируемых организациях», предусматривающего возможность сохранения и развития региональных и межрегиональных саморегулируемых организаций.

3.5. Пересмотреть в сторону сокращения нормативные сроки принятия решений и предоставления ответов органами государственной и муниципальной власти на запросы и обращения субъектов малого и среднего бизнеса.

3.6. Выйти с законодательной инициативой о внесении необходимых изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а за ним и в региональные и муниципальные правовые акты с целю законодательного закрепления приоритетного режима приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства, либо

3.6. Ускорить принятие федерального закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества» с приоритетом малых предприятий в вопросах доступности приобретения бизнес-недвижимости.

3.7. Выйти с законодательной инициативой о централизации контрольных и надзорных полномочий с целю сокращения количества проверяющих органов и недопущения дублирования функций проверяющих структур.

3.8. Выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ, касающихся закрепления детального механизма оспаривания результатов проверок, в т.ч. и при нарушении процедуры их проведения.

3.9. Выйти с законодательной инициативой о принятии Федерального закона, который бы урегулировал все вопросы, касающиеся платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

3.10. В статье 114 НК РФ необходимо установить, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

3.11. Выйти с законодательной инициативой о приведении подзаконных актов таможни в соответствие с корпоративным законодательством РФ.

3.12. В целевой программы «Развитие предпринимательства в Кировской области на 2006-2009гг» и реализуемых программах кредитования и гарантирования кредитов, предусмотреть компенсирование части процентных ставок лизинговым компаниям, предоставляющим оборудование малым и средним предприятиям, определение приоритетов по поддержке проектов в сфере инновационного бизнеса, реального сектора экономики.

3.13. Подготовить и сделать общедоступным соответствующий документ, содержащий всю информацию о контрольных и надзорных органах, имеющих право осуществлять проверки предприятий малого и среднего бизнеса (включая местные органы Министерства внутренних дел, пожарной инспекции, госторгинспекции и т.д.), включающий типы документов, которые могут требовать контролирующие и надзорные органы, правила и процедуру проверки, меры, которые может принять предприниматель в целях предотвращения несанкционированных проверок

3.14. Возобновить работу Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров, определив ее полномочия совместным решением Правительства области и соответствующих территориальных органов федеральной власти, сделав доступным оперативное обращение в такую комиссию с жалобами от предпринимателей.

Например, в Краснодарском крае, аналогичная система быстрого реагирования позволяет оперативно решать вопросы по преодолению административных барьеров и выявлению коррупционных схем.

3.15. Разработать механизм персональной ответственности государственных и муниципальных служащих, а также ответственности организаций за нанесение ущерба субъекту малого предпринимательства их административными решениями, в том числе за счет соответствующего бюджета.

3.16. Запретить взимание платы за осуществление контрольных мероприятий, в том числе путем принуждения малых предприятий оплачивать вынужденные услуги предприятий (организаций), так или иначе сопряженных с контролирующими органами.

В завершение выступления позвольте привести в качестве иллюстрации один известный афоризм, который часто применяется по поводу несовершенства правоприменения, поскольку, именно такая ситуация с неадекватным правоприменением, на наш взгляд, мешает развитию предпринимательства.

Вопрос: - Имею ли я право?
Ответ: - Да, у вас есть право.
Вопрос: - Значит, я могу?
Ответ: - Нет, вы не можете…

Надеюсь, совместными усилиями будет возможным сделать этот афоризм неактуальным для предпринимателей Кировской области.

Спасибо за внимание.


Ссылки по теме:


У Вас возникли вопросы? Звоните (8332) 35-18-82 или пишите asmar@pbcgroup.ru прямо сейчас и менеджеры АСМАР подробно на них ответят.

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение