Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг



Кризис на рынке хлеба? Это фантастика!

«Праздник хлеба» в Кирове прошел на ура. В выставке с таким названием традиционно приняли участие производители хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, районные потребительские общества, поставщики оборудования для хлебопечения, торгового и упаковочного оборудования – всего 26 участников из г. Кирова и Кировской области. Выставку «Праздник хлеба» посетил и губернатор Кировской области Никита Белых, а также специалисты этой отрасли, жители города и области. Участие в выставке позволяет производителям напрямую пообщаться с покупателями своей продукции, продемонстрировать новинки и наладить деловые связи.

Основным вопросом в условиях мирового финансового кризиса является возможность кризиса в хлебной отрасли, а также возможность сырьевого кризиса и как это скажется на производителях и потребителях хлебобулочной и кондитерской продукции.

С инициативой провести исследование рынка хлеба, определить проблемы и перспективы его развития, получить ответы на актуальные вопросы, выступило Агентство стратегических и маркетинговых решений ГК «ПроБизнесКонсалтинг». Так в рамках выставки «Праздник хлеба» проведен опрос посетителей и участников выставки, которые являются экспертами в данной отрасли.

Анализ полученных результатов показал, что кризис затронул хлебную отрасль, но это никак не отразится на потреблении населением хлеба. Хотя незначительный спад объемов продаж хлеба все-таки прогнозируется, однако, объясняется это скорее сезонностью потребления – ежегодно с приближением лета объемы продаж хлеба сокращаются.


Рисунок 1. Затронул ли финансовый кризис хлебную отрасль?

«Сырьевого кризиса не будет!» - уверяют эксперты. Хотя очень многое зависит от природных условий и урожая зерна в этом году. Чем урожайнее будет год, тем спокойнее могут быть жители г. Кирова и Кировской области - и хлеб будет, и цена его будет невысока.

Также производители утверждают, что дешевый и невкусный хлеб им выпекать неинтересно. И результаты исследования это подтвердили. Так, вкусовые характеристики хлеба являются определяющим фактором выбора для покупателей. На втором месте в рейтинге факторов, влияющих на выбор покупателями хлеба, стоит многолетняя привычка. Такой ответ дали 29,6% респондентов. К наиболее востребованным маркам и видам хлеба можно отнести хлеб ржаной «Дарницкий», хлеб «Пшеничный», батон «Нарезной», заварные пряники, овсяное печенье, баранки. Надо отметить, что 30% экспертов отнесли хлеб «Дарницкий» и «Пшеничный» к социальным категориям, что говорит о их популярности среди населения, благодаря хорошему качеству и сравнительно невысокой цене. Именно эти преимущества и делают указанные марки хлеба привлекательными и доступными для широких слоев населения.

Внешний вид также имеет влияние на выбор хлебной продукции покупателем. К внешнему виду относятся такие критерии как цвет корочки, размер, особое внимание здесь уделяется мягкости. Потребители соотносят мягкость со свежестью и, соответственно, с качеством хлеба.

Нельзя не отметить, что такие факторы как цена хлеба, реклама, мода, рекомендации знакомых и родственников, указанные в анкете, не были отмечены респондентами, а это значит, что данные факторы не являются определяющими для большинства покупателей.


Рисунок 2. Факторы, влияющие на выбор покупателями хлеба

Максимальной ценой, за которую жители города и области готовы покупать хлеб, названа цена в 50 рублей за буханку. 54,6 % опрошенных утверждают, что «всегда будут покупать хлеб, независимо от цены». А вот 4,5% опрошенных при росте цен на хлеб начнут осваивать искусство хлебопечения и будут печь хлеб дома. Мнения экспертов по вопросу динамики цен на хлеб разошлись. 30% опрошенных производителей хлеба утверждают, что цены на хлеб будут относительно стабильны. 10% говорят даже о возможности снижения цен, что зависит от урожая зерна и стоимости топлива как основных составляющих себестоимости продукции. Остальные 60% экспертов сошлись на том, что рост цен на хлеб – это весьма прогнозируемая тенденция рынка, при этом средний темп роста составляет 19,7%.

Помимо роста цен производители также прогнозируют расширение ассортимента: на прилавках будут появляться диетические виды хлеба, изделия с различными добавками, новых форм и расфасовки.


Рисунок 3. Максимальная цена, за которую покупатели готовы приобретать хлеб

В целом рынок хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в настоящее время активно развивается, появляются новые игроки хлебного рынка. Спрос на хлебобулочные изделия был и остается очень высоким. По данным опроса, среднестатистический покупатель за одно посещение магазина на хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия тратит порядка 44 руб. 77 копеек, причем такие покупки совершаются в среднем 4 раза в неделю.

Рынок хлеба можно с уверенностью назвать весьма привлекательным, что и является причиной роста конкуренции. В данных условиях предпринимателям рекомендуется больше времени уделять вопросам стратегии, стать более активными в продвижении своей продукции, развивать связи с общественностью, изучать потребности и желания покупателей.

Екатерина Тюфякова
Ксения Менчикова
12 марта 2009г.

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение