Вернуться к обычному виду
Арсо-Аудит
Медиа-Сервис
Эксперт
Пробизнесконсалтинг




В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налога на прибыль признается прибыль, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных затрат.

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В Письме Минфина РФ от 23.05.2008 № 03-03-06/4/33 дается разъяснение о порядке признания получаемых из бюджета средств средствами целевого финансирования.
Таким образом, для невключения доходов, в виде полученного целевого финансирования, необходимо подтверждение самого факта, что денежные средства поступили налогоплательщику в рамках целевого финансирования и в случае подтверждения ведения им раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Указанная позиция подтверждается Письмами Минфина России от 26.09.2007 № 03-03-05/240, от 05.12.2002 № 04-02-06/3/86, а также судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2006 № Ф04-5064/2005(21972-А27-33).

Относительно принятия к расходам процентов, уплачиваемых банку и возмещаемых за счет предоставленных субсидий можно сказать следующее:
Позиция налоговых органов заключается в том, что расходы на уплату процентов по кредитам, покрываемые затем за счет средств бюджета, не учитываются для целей налога на прибыль (см. Письмо Минфина РФ 05.12.2002 № 04-02-06/3/86).
Судебная практика, сложившаяся по данному вопросу противоречива.

1. Положительные для налогоплательщика решения:
Постановление ФАС ПО от 19.02.2008 N А55-8415/2007, в котором арбитры посчитали обоснованным учет всех уплаченных организацией процентов в составе внереализационных расходов. Факт осуществления расходов за счет собственных средств подтверждается представленными платежными документами и является условием предоставления бюджетополучателем субсидии. Таким образом, нет оснований считать расходы на уплату процентов документально не подтвержденными и экономически не обоснованными. Глава 25 НК РФ не содержит требований о корректировке налоговой базы в связи с получением целевых поступлений из бюджета на возмещение расходов, произведенных за счет собственных средств (в том числе и в целях получения таких средств из бюджета). Более того, право налогоплательщика включать в состав расходов произведенные затраты при условии их документального подтверждения нормами налогового законодательства не ставится в зависимость от источника средств. Следовательно, предприятие вправе учесть расходы на уплату процентов, в том числе и компенсированных в дальнейшем целевым финансированием.
Аналогичные решения: Постановления ФАС Центрального округа от 11.01.2005 N А09-6211/04-13, ФАС Волго-Вятского округа от 12.01.2005 N А82-2629/2004-14, ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2006 N А05-4465/2006-18). При этом арбитражные суды аргументировали свою позицию следующим выводами. На момент оплаты процентов банку организация понесла расходы, оплатив их за счет собственных средств. Следовательно, в периоде осуществления расходов и их учета для целей налогообложения они полностью соответствовали критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом положениями НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика корректировать свои налоговые обязательства в случае получения возмещения таких расходов из бюджета (субсидий).

2. Отрицательные для налогоплательщика решения: Постановление ФАС ЗСО от 23.11.2005 N Ф04-8268/2005(17070-А27-15), в котором арбитры указали, что у предприятия нет оснований учитывать при расчете налога сумму выплаченных процентов, поскольку они были погашены за счет средств, полученных из бюджета, а значит, налогоплательщик не понес реальных затрат. Поэтому расходы по уплате \"бюджетных\" процентов предприятие не может учесть при налогообложении прибыли. В таком случае у организации есть все основания не учитывать в составе доходов полученные на возмещение осуществленных затрат бюджетные средства.
Аналогичные решения: ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.2005 N Ф08-3608/2005-1452А, Постановление ФАС ЗСО от 21.08.2006 N Ф04-5023/2006(25241-А46-33), Ф04-5023/2006(25242-А46-33), в которых арбитражные суды указывают, что у организации отсутствовали основания учитывать рассматриваемые расходы, поскольку фактически затраты на погашение процентов по банковским кредитам понесены за счет средств бюджета.

Таким образом, организация должна самостоятельно взвесить существующие риски при принятии решения о признании в расходов в виде процентов по кредитному договору, которые затем покрываются за счет субсидии.
Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    


Наши партнеры:

Общественная палата Кировской области
АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОСИИ - Кировское региональное отделение